Мастер-класс Обжиг керамики в дровяной печи. Часть1

Обжиг керамики в дровяной печи. Часть1

Обжиг в дровяной печи. Часть 1

�� Обжиг керамики в 200 литровой бочке Гончарная школа Волшебство керамики

Нашла очень хорошие мастер-классы об обжиге в муфельных печах, о том, как эти печи изготовить самостоятельно и т.д. Но это абсолютно мне не подошло. Живу я в садоводстве в Крыму. У нас не очень хорошее электричество — недостаточно напряжения, скачки и т.д. Кроме того, я сама печь не изготовлю, а готовую покупать слишком дорого. Поэтому обжиг в дровяной печи это вынужденная мера.
Прошерстив интернет, я поняла, что информации об обжиге на дровах недостаточно. Пришлось самой набираться опыта путем проб и ошибок.

В чатах о гончарном деле указали контрольную температуру, при которой глина превращается в камень — 1000 градусов. Дрова такую температуру не дадут.

Была информация об обжиге в духовке, но это подходит для бусин. Провела эксперимент — не удовлетворительно. Не смогла обжечь даже очень мелкую и тонкостенную вещь. Просто подсушить можно. Подойдет для детского творчества. Нужно только потом покрыть двумя слоями ПВА, разведенного водой 1х1. Покрывать нужно снаружи и изнутри. Это позволит глине не впитывать лишнюю влагу.

Итак. Мы вплотную подошли к обжигу на дровах.
1. Для обжига глины нужна высокая температура. А мы из школьной программы по физике знаем, что максимальная температура у пламени в верхней ее части. Поэтому изделия необходимо разместить на высоте 20—30 см от горящих поленьев.
2. Глина требует постепенного нагрева и постепенного охлаждения. Для этого мы делаем прослойку в виде железного листа (в моем случае 2 противня из старой плиты, вложенных один в другой) и железной решетки (опять— таки, от старой плиты).

Это должно быть хорошее толстое железо, нержавейка не подходит. В старых плитах было хорошее железо для решеток и противней. Нам, женщинам, это понятнее и проще чем покупать, резать или варить железные листы. Кроме того, железная решетка дает возможность влаге беспрепятственно испаряться из глиняной заготовки. Пробовала разные варианты: то изделие оставалось сырым, то дно расслаивалось.
3. По причине, указанной в пункте 2, мы должны обложить обжигаемые изделия кирпичами. По бокам и сверху. Для этого мы выкладываем кирпичи по периметру, накрываем листом железа (еще один противень), на железо укладываем кирпичи. Это позволит постепенно нагреть изделия и медленно остудить.

Я всю эту конструкцию поместила в кирпичный мангал. Это дало еще дополнительную теплоизоляцию и решило вопрос о дымоходе. Да, в дровяном обжиге есть очень неприятные моменты — дым и копоть. Поэтому такие печи должны быть на улице.

Я видела такие печи, изготовленные из железных бочек, обложенных внутри битым кирпичом. Но мне это не подошло. Маленький размер камеры и недолговечность конструкции. Хочу попробовать соорудить подобную конструкцию из старой газовой плиты. Но это летом, когда мангал будет нужен для шашлыков.

О дровах для обжига.

1.Оказалось это важно. Я пробовала жечь дрова, которые мы покупаем для печки (акация), но изделия не пропеклись (об этом подробнее в другой части статьи). Идеально подошла сосна (я жгла старые рамы и бросовые доски).
2. Обжиг должен длится не менее 4-х часов. При этом должно пылать пламя. В этом есть большое неудобство, т.к. все это время от печи не отойти.
3. В печи одновременно должно находится 2—3 деревяшки, они должны быть длиной на весь поддон. Пламя должно со всех сторон «облизывать» кирпичи. Я не пилю оконные рамы и другие доски, а просто продвигаю их по мере сгорания. Это очень пожароопасно, поэтому вы должны обязательно находится на месте обжига.
4. Я даю остыть изделиям до утра.

Как проверить готовность изделия в Части 2.

Обжиг керамики в дровяной печи. Часть 3

Обжиг керамики в дровяной печи. Часть 3

Печь для обжига керамики — Часть 1

Сушка.

Перед обжигом изделие необходимо хорошо просушить. Вот несколько основных правил:

1. Сушить на абсолютно горизонтальной твердой повехности. Иначе изделие даст трещину.

2. Нельзя сушить на солнце или около отопительных приборов.

3. Быстрее всего сохнет верх изделия и мелкие детали. Поэтому мы покрываем, по мере подсыхания, части изделия полиэтиленовыми пакетом. Под днище мы подкладываем подставочки (я подкладываю спичечные коробки) для улучшения циркуляции воздуха (но это только часов через 8 после лепки). Позже, когда изделие «встало», можно переворачивать его вверх ногами.

4. Ориентируемся на цвет. Все изделие должно быть одного цвета.

5. Вес. Изделие должно быть значительно легче, чем сырое.

Фотографии не передают цвет высушиваемого изделия. Вам надо научиться определять это самостоятельно.

К сожалению, трещины все равно могут появиться после обжига. Тут уж вы должны решить сами, что сделать — выбросить или сохранить. Данный способ обжига не предполагает изготовление посуды или изделий, соприкасающейся с водой. Поэтому я убираю трещины шпаклевкой, смешанной с глиняной крошкой. Шпаклевка на основе олифы.

Я размещаю фотографию для того, чтобы вы знали, что ошибиться может каждый. Или нет! Вы обязательно ошибетесь, но это нормально. На фото работа, в которой допущена ошибка на этапе лепки. Обжиг эту ошибку только обозначил.

И совсем коротко о размещении изделий вовремя обжига.

1. У задней стенки температура всегда выше. Поэтому там размещаем толстостенные изделия.

На первой фотографии расслоившаяся толстостенная фигурка. На второй фотографии видно, что эта курица размещена у задней стенки. Вроде все правильно. Где ошибка? А ошибка в том, что лепила я ее из покупной глины (презентовали мне килограммчик), а для нее дровяной обжиг не подошел. Или ее надо размещать выше, или делать в ней отверстия. Это я уже не узнаю, т.к. она кончилась.

2. Маленькие и тонкостенные изделия можно ставить друг на друга, даже вкладывать внутрь (или вовнутрь).

На этом пока все. Если вам интересна эта тема, напишите. И я подробнее расскажу о том, как готовить глину и лепить изделия.

Печь для керамики дровяная – как соорудить гончарный очаг своими руками, особенности монтажа и на что обратить внимание

О дровяном обжиге керамики | Журнал Ярмарки Мастеров

Чтобы изделия из глины стали прочными, не размокали в воде и носили гордое имя — Керамика, их необходимо обжечь. Обжиг керамики — это нагрев глиняных изделий до такой температуры, при которой микроскопические частицы глины, сплавляются в единое тело. В природе такое явления встречается во время вулканического извержения, когда горные породы плавятся, превращаясь в лаву, а затем остывают единым монолитом. Для обжига керамики конечно не надо так сильно плавить глину, иначе изделия потеряют форму. Температура обжига зависит от типа глины и может варьироваться от 800 С до 1250 С и более.
Каждый керамист знает, что для обжига своей керамики, ему понадобится специальная электрическая или газовая печь, с регулятором температуры, в которую он аккуратно положит изделия, задаст программу нагрева и закроет дверцу. Так в наше время обжигается 99% керамики и к сожалению, большинство мастеров совсем забыли о другом способе обжига, который использовали люди многие тысячи лет. Этот архаичный способ можно назвать Дровяным обжигом, так как нагрев происходил с помощью обычных дров. Для современного человека кажется невероятным, что дровами, на которых он готовит шашлык, можно плавить осадочные породы. Но на самом деле, пламенем дров можно создать температуры куда более высокие, чем нужны для обжига керамики. Но есть ли разница, каким способом обжигать изделия? Я расскажу о двух ярких отличиях, которые делают керамику дровяного обжига более ценной и эстетичной, по сравнению с механическим обжигом в современных печах.
Первое отличие выражено в том, что при горении дров выделяется много углерода. Эта особенность, просто подарок для керамики сделанной из красной глины и вот почему. Красная глина содержит много оксида железа, и оно как раз отвечает за красный цвет. Хотя на деле цвет получается ржавый, который в быту мы называем “ржавчиной”. Если такую глину обжечь в электропечи, то изделия станут всем нам знакомого кирпичного цвета. Не очень интересно, выглядит скучно, как кирпичная стена. Но вернемся к особенности дровяного обжига. Углерод, выделяемый при горении дров, при температуре выше 700С входит в реакцию с оксидом железа и… восстанавливает его! Из “ржавчины” оно снова превращается в железо, потому что кислород заменяется на углерод. При высокой концентрации углерода красная глина приобретает серебристый металлический отблеск. Если концентрация углерода была меньшей, то черепок изделия может быть черным, серо-зеленоватым, светло серым или даже остаться ржавым. Если содержание углерода в горящих дровах непостоянно, то получается рисунок из оттенков окислившегося и восстановившегося железа.

Далее хочу рассказать о второй особенности дровяного обжига, пожалуй самой ценной и японские мастера согласятся со мной) Во время длительного обжига керамики с помощью дров выделяется много золы, мельчайшие частицы которой постепенно оседают на стенках керамических изделий. Если обжиг длиться более суток, зола покрывает черепок сплошным слоем и… начинает плавится! И вот здесь происходит настоящее торжество природной красоты. Так как зола по минеральному составу различна, то плавясь она становится разных цветов, а остывая превращается в настоящую стекловидную глазурь с матовым блеском. Цвета и рисунок непредсказуемы и всегда удивительны. Сама стихия создает декор! В Японии такой обжиг является традиционным и ценится по всему миру.
Для меня дровяной обжиг не просто часть производственного процесса, а настоящий ритуал, мистический праздник. Ведь у меня нет кнопки включения печи и прибора, чтобы следить за нагревом. Все происходит интуитивно, поэтому необходимо стать частью процесса, чтобы выйти за рамки просто эксперимента и не погубить керамику в пламени дров. Думаю есть еще множество удивительных особенностей дровяного обжига и я уверен, что его эстетика никогда не будет имитирована с помощью достижений промышленности)

Обжиг керамики в дровяной печи. Часть1

Обжиг в дровяной печи. Часть 1

Нашла очень хорошие мастер-классы об обжиге в муфельных печах, о том, как эти печи изготовить самостоятельно и т.д. Но это абсолютно мне не подошло. Живу я в садоводстве в Крыму. У нас не очень хорошее электричество — недостаточно напряжения, скачки и т.д. Кроме того, я сама печь не изготовлю, а готовую покупать слишком дорого. Поэтому обжиг в дровяной печи это вынужденная мера.

В чатах о гончарном деле указали контрольную температуру, при которой глина превращается в камень — 1000 градусов. Дрова такую температуру не дадут.

Была информация об обжиге в духовке, но это подходит для бусин. Провела эксперимент — не удовлетворительно. Не смогла обжечь даже очень мелкую и тонкостенную вещь. Просто подсушить можно. Подойдет для детского творчества. Нужно только потом покрыть двумя слоями ПВА, разведенного водой 1х1. Покрывать нужно снаружи и изнутри. Это позволит глине не впитывать лишнюю влагу.

Итак. Мы вплотную подошли к обжигу на дровах.
1. Для обжига глины нужна высокая температура. А мы из школьной программы по физике знаем, что максимальная температура у пламени в верхней ее части. Поэтому изделия необходимо разместить на высоте 20—30 см от горящих поленьев.
2. Глина требует постепенного нагрева и постепенного охлаждения. Для этого мы делаем прослойку в виде железного листа (в моем случае 2 противня из старой плиты, вложенных один в другой) и железной решетки (опять— таки, от старой плиты).

Это должно быть хорошее толстое железо, нержавейка не подходит. В старых плитах было хорошее железо для решеток и противней. Нам, женщинам, это понятнее и проще чем покупать, резать или варить железные листы. Кроме того, железная решетка дает возможность влаге беспрепятственно испаряться из глиняной заготовки. Пробовала разные варианты: то изделие оставалось сырым, то дно расслаивалось.

Я всю эту конструкцию поместила в кирпичный мангал. Это дало еще дополнительную теплоизоляцию и решило вопрос о дымоходе. Да, в дровяном обжиге есть очень неприятные моменты — дым и копоть. Поэтому такие печи должны быть на улице.

Я видела такие печи, изготовленные из железных бочек, обложенных внутри битым кирпичом. Но мне это не подошло. Маленький размер камеры и недолговечность конструкции. Хочу попробовать соорудить подобную конструкцию из старой газовой плиты. Но это летом, когда мангал будет нужен для шашлыков.

О дровах для обжига.

1.Оказалось это важно. Я пробовала жечь дрова, которые мы покупаем для печки (акация), но изделия не пропеклись (об этом подробнее в другой части статьи). Идеально подошла сосна (я жгла старые рамы и бросовые доски).
2. Обжиг должен длится не менее 4-х часов. При этом должно пылать пламя. В этом есть большое неудобство, т.к. все это время от печи не отойти.
3. В печи одновременно должно находится 2—3 деревяшки, они должны быть длиной на весь поддон. Пламя должно со всех сторон «облизывать» кирпичи. Я не пилю оконные рамы и другие доски, а просто продвигаю их по мере сгорания. Это очень пожароопасно, поэтому вы должны обязательно находится на месте обжига.
4. Я даю остыть изделиям до утра.

Как проверить готовность изделия в Части 2.

Печь для обжига керамики

Оглавление

  1. Отрицательные постулаты изготовления печи для обжига
  2. Самодельная временная печь для обжига керамики
  3. Обжиг керамики в русской печи
  4. Конструкция печи для обжиг №2
  5. Опыт постройки печи для обжига

Будет строиться печь для обжига керамики, на дровах или на угле. Но изначально надо решить много вопросов, связанных с расположением на участке около дачи, конструкции. Печка планируется, что будет стоять на улице в дальнем конце участка, под специально сделанным под нее навесом. Обжигать планируется шамотные глины, фаянс и глазурь (до 1200 градусов). Муфель хочется построить 40х40х40 см, но можно и чуть меньше.

Что касается конкретно данного проекта, и почему бы не купить готовую электрическую печь для таких целей, то у автора есть ответ. Во-первых, так получится интереснее и романтичнее, и лепка и обжиг будут доставлять еще больше удовольствия. Во-вторых: максимальная разрешенная мощность составляет в данном случае 12 кВт, даже если хватит на электрическую, в доме ничего включить нельзя будет, и муфель будет очень маленьким.

Отрицательные постулаты изготовления печи для обжига

Есть подозрение, что такая конструкция будет очень неэкономичной. Даже, если учитывать стоимость электричества. Считается, что промышленности газопламенные печи меньше 1 кубометра даже не будут обсуждаться. С дровами получится одинаковая история — только еще нужно будет место под дрова (внутри самой конструкции). Дело даже не в экономике, а в физике: чем больше объем, тем проще создать высокую температуру, и потери через футеровку будут малы по сравнению с поступлением тепла от топлива. Муфель в конструкции почти сразу отпадет, так как в печи на горючем важным теплоносителем являются топочные газы, поэтому дополнительную стенку (именно непроницаемую стенку, а не перегородку) ввести будет практически невозможно. Будет крайне проблематично поддерживать приемлемую температуру, состав и режим обжига, учитывая такое разномассовое по составу топливо, как дрова. Работа на такой печи будет сравнима искусству, надо будет учиться «сотрудничать» с ней. Не исключено, что потребуется принудительный поддув. И подумайте, как вы будете контролировать температуру — опыта ее определения по свечению стенок у вас нет. Конструкция получится крайне большой. Даже больше, чем классическая дровяная печь для обогрева. Внутри будет ваша керамика и топливо с запасом (чтобы не создавать перепады температур), огнеупорный шамот во всю камеру, теплоизоляция (лучше всего — насыпная), а нормальная продолжительность обжигового режима около двенадцати часов. Причем это именно режим — нагрев нужно осуществлять с определенной скоростью, иначе выход годной (без дефектов) керамики будет не велик.

Греться конструкция будет очень сильно, так что ничего горючего прислоняться к стенкам печи не должно (заборов, беседок, навесов), также труба под дымовые газы (не только для тяги, но и чтобы не испачкать все окрестности продуктами разложения тех же компонентов глазури). Экстренное тушение также не реально, потому что может взорваться.

Можно проштудировать специальные учебники, попросить печников, которые расскажут секреты изготовления металлической печи. Но размеры рабочей камеры, которые в данном случае хочется соблюсти, это 40х40х40 – будут маловаты для печи на дровах или угле, но вполне возможно для электрической. Затраты на электроэнергию зависят не только от размеров топочной камеры, но и от толщины теплоизоляции.

Купленная электрическая печь буде гораздо проще в управлении и обслуживании, безопаснее и меньше по габаритам.

Участок, на котором будет возводиться печь, является внушительным, 28 соток, поэтому места хватит под такую большую конструкцию.

Самодельная временная печь для обжига керамики

1. На землю надо уложить камни, важно чтобы в них отсутствовала вода. Лучше всего подойдет шамотный кирпич.

2. Разводится костер и надо подождать, когда образуются угли. Камни должны хорошо прогреться и углей надо сделать немало. Понадобится примерно около одного часа для достижения результатов.

3. Когда костер полностью прогорит, быстро укладывается керамика на угли

4. Потом достаточно обкладываем все со всех сторон щепками или веточками, надо обязательно уложить их как можно плотнее.

5. Строим шалашик из дров, который должен быть толстым, дрова должны укрыть керамику керамику, желательно максимально перекрыть доступ воздуха к керамическим элементам.

6. Поддерживаем костер в течении двух часов, внутри все должно как следует прогреться.

7. Через несколько часов огонь погаснет. Когда пламя исчезнет и на углях появляется серый пепел (но при этом они будут все еще гореть) переходим к еще одной важной стадии.

8. Нужно заранее заготовить влажные листья, траву или что-то похожее. На этой стадии будет происходить обжиг без малой доли кислорода. Все засыпается углем, достаточно толстым слоем. Появиться много дыма, и главное не дать опять загореться костру и все время добавлять траву с листьями, заранее их подготовить.

9. Спустя несколько часов опять зажигается костер. Когда он прогорит и угли остынут, можно достать керамику. Весь процесс займет около 12 часов.

Существует немало способов постройки настоящей печи. Ниже приводятся фотографии с результатами работ.

Обжиг керамики в русской печи

Обжечь керамику можно и в русской печи. Есть некоторое дополнение, чтобы горело лучше, но, в общем, ничего сложного нет. За пять часов можно довести черепок до красного цвета, потом поддерживать минут сорок. Температура там 800-850, может больше. Кстати, снаружи печь к этому времени чуть теплая. Разогреваться будет только еще часов через пять. Дров уходит примерно три-четыре охапки. В общем, на 20-30 керамических изделий это вполне разумно.

Печь была уже поставлена, от нее исходили и все дальнейшие работы. Внутри печи вдоль стен кирпичи были поставлены на ребро (два в высоту), на них — поперечные железные плахи. На эти плахи были поставлены железные подносы с горшками. Кирпичи стоят на них. расстоянии от стены, и между кирпичами были специально оставлены зазоры. Около устья печи кирпичи отсутствуют, поэтому, воздух задувает за кирпичи и поддувает в дальнюю сторону конструкции. Топка происходит обычными березовыми дровами. Сначала часа 1,5 поддерживается небольшой костерок прямо около шестка, но постепенно конструкция задвигается внутрь. Далее постепенно усиливается огонь до максимума, который могут дать дрова по всему объему. Последние полчаса топка происходит чурочками — дрова напилены на три части и наколоты очень мелко. Подкидывание происходит охапками, они быстро вспыхивают и прогорают. Как раз в это время дальние горшки превращаются в явно красный цвет, передние же совсем не видны.
На этом обжиг закончен, можно доставать элементы и оставлять для остывания. Но в данном случае делаются горшки с дымлением, так что надо еще продлить обжиг.

Берутся шесть кирпичей и одно ведро раствора, подкидывается последняя охапка чурочек и устье наглухо закладывается. К сожалению, печь достаточно старая и имеет щели. Поэтому сначала через щели выходит дым, а потом, соответственно, начинает заходить и сам воздух. Снаружи конструкция печи выглядит как обычная русская печь, и все изменения происходят внутри топки.

Конструкция печи для обжиг №2

Печь планировалась размерами 30х40х30, объемом топки 36 литров, электрическая, с верхней загрузкой. Она была еще не закончена, а автор уже провел четыре обжига. Температура максимальная получилась 1100 градусов, при этом сильно выгибает верхнюю крышку. В конструкции предусмотрена Плита ШВП 350 ,100мм толщиной и размером 50х70 см. Образуются также щели 3-4 мм, и теплопотери, тоже имеют место быть. Температура не будет расти выше 1100 градусов. Можно, конечно, ватой каолиновой подкладывать, но не хочется, можно прижать посильней, но есть опасения, что попросту может все треснуть. Греется при этом и под и стенки, крышка получается без нагрева. Мощность печи составляет 2.9 кВт., измерения происходили по факту.

Печь во время обжига работает на своей максимальной мощности только 1 последний час. Обжиг длится примерно 5-7 часов, первые 2-3 часа понадобится всего 20% мощности, а это сравнительно 5-6 лампочкам накаливания по 100 Ватт. Если бы в данном случае у автора было 12 кВт, то у него просто не было бы проблем с электрической мощностью.
Отказываться от электрической печи для обжига не стоит, особенно, если есть дети, которые будут потом часто лепить, вылепливать, раскрашивать, а потом все это произведение семейного искусства разлетиться на куски в печке, построенной папой.

У автора на костре провести обжиг не получалось ни разу, пробы происходили три раза в разное время. Правда, он не специально готовился к обжигу, а просто, когда жгли костер, экспериментировал с обжигом на огне, углях и золе. Разлетались горшки весьма сильно, да так, что можно и увечья заработать.
Гораздо легче организовать обжиг на опилках, это куда безопаснее. Автор пробовал несколько раз такой прием, и получалось всегда. Дровяная печь для обжига небольших размеров все-таки может получиться. Не получится ее строить из полнотелого шамотного кирпича, из легковесов – может быть.

Действительно, если печь не электрическая, а дровяная, лучше с глазурью не экспериментировать обычному обывателю, только специалист сможет справиться с задачей. Потому что, если такая печка получится, на первый взгляд, может, она даже будет держаться, но при пользовании данной посуды будут проблемы, к примеру, глазурь может начать отходить или трескаться от перепада температур, например, от горячей или холодной воды, то есть печка будет недолговечной. С опытом конечно, труды будут окупаться и превращаться в более разумный вариант.
Акрилом напольную плитку и изразцы печные лучше не расписывать. Помнить следует про разницу теплового расширения и сжатия при скачках температур черепка и краски и механическое воздействие на плитку.

Опыт постройки печи для обжига

Горелка использовалась самая простая, была куплена в строительном магазине. Пламя пускается под кирпичи для избежания прямого распространения пламени на изделие. Но высота конструкции большая слишком — много пустоты над изделием. Можно было сконструировать пониже и прогревать хорошо до нужной температуры, получалось бы намного быстрее. Для необходимого давления пришлось в редуктор понижающем давление газа удалить регулирующую деталь — не хватало переходного штуцера. Давление теперь просто регулируется вентилем на баллоне. Для выхлопа сверху делаю дырку в вате и регулирую выхлоп, присоединяя ее куском ваты или образком жести.

Изготовление газовой печи для обжига керамики

Мечта изготовить собственную печь для обжига керамики зрела давно. Школьная муфельная печь не удовлетворяла тем, что не могла реализовать все техники, котрые применимы в изготовлении керамики. Особенно меня привлекала керамика обварная. Только обварная керамика может передать ту неповторимость и красоту, которая возможна при изготовлении гончарных изделий. Без помощи прекрасного мастера из Украины (Черниговская область) Александра Видры моя мечта изготовить газовую печь не смогла бы реализоваться, за что ему я безмерно благодарен за его отзывчивость и талант всесторонне развитой личности.

Не буду долго рассказывать про то, каким образом я доставал материалы, которые были использованы при изготовлении печи, скажу только, что благодаря хорошим знакомым и друзьям.

Итак, вам понадобятся : бочка ёмкостью 200 литров (можно и меньше), керамические пуговицы собственного изготовления, Cerablanket (маты огнеупорные толщиной 19 мм), кирпич огнеупорный легкий , лещадка шамотно-асбестовая диаметром 700мм, ручки для дверей (если есть желание) и конечно же ваши руки и умение работать ими.

1. Разрезаете бочку примерно на 20 см от верхней кромки:

Берёте высокотемпературные маты:

Укладываете маты в 3 слоя и фиксируете пуговицами керамическими.

С крышкой проделываете то же самое.

Вырезаем отверстие в крышке примерно 20*20 см

Это делается для выхода влаги на первоначальном этапе обжига, и выхода газов на последующих.

На дно устанавливаются 3 шамотных кирпича , на которые устанавливается шамотно-асбестовая лещадка (по крайней мере у меня такая), на которую устанавливаются изделия для обжига.

Но конечно же предварительно необходимо сделать отверстие на боковой стенке бочки для помещения в неё газовой горелки.

Ну вот такая печурка получилась у меня.(извиняюсь за качество фото, потому что снимал на сотовый в процессе работы)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки-рукоделие.ру - архив бесплатных видео мастер-классов