Мастер-класс Пермогорская роспись. Рисуем птицу Сирин

Пермогорская роспись. Рисуем птицу Сирин

Сегодня предлагаю вам познакомиться с Пермогорской росписью и попробовать нарисовать птицу Сирин.

Эта роспись относится к северодвинским росписям.
Возникла эта роспись, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать. Одним из главных изображений в этой росписи была птица Сирен. Кто такая эта птица Сирин? Эта птица по легенде охраняла молодильные яблоки в райском саду. И изображалась с лицом девушки.

Первое, что мы сделаем, это подберем деревянную заготовку для работы. Для начинающих проще всего брать плоскую дощечку, а именно для этой темы — форму круга. Затем ее нужно отшкурить и загрунтовать. После высыхания грунта снова отшкурить.

Пермогорская роспись

Грунт делается очень просто: клей пва разводится водой 1/5 и потом кисточкой пони (широкой) наносится на дерево. Сохнет грунт где-то 4 до 7 часов.
Итак: приступим к основному уроку.
На подготовленную поверхность наносим рисунок, птицу Сирин рисуем в середине круга, а затем ветку на которой она сидит.

Рисуем птицу Сирин. Часть 2

После того как вы нанесли рисунок карандашом, приступим к работе в цвете. Вам потребуется: гуашь — красный, зеленый, желтый и черный цвета иногда еще используют белый цвет для лица птицы, кисточки белка №1 и №3, баночка с водой.

Мастер-класс по свободно-кистевой росписи Поважья

Начнем заливку с красного цвета, так как этот цвет основной в росписи. Почему заливку спросите вы? Поясняю: раньше работу начинали с выполнения контуром, а только потом как бы заливали в контур цвета. Но мы идем более простым способом —начинаем с цвета и завершаем контуром. Цвета нужно расположить равномерно, так, чтобы не было в одном месте много одного цвета, а в другом — мало.

Затем берем зеленый цвет.

Теперь завершаем заливку желтым цветом и даем работе подсохнуть.

Теперь завершающий этап — делаем контур черным цветом.

Мастер-класс. Пермогорская роспись

Работа выполнена. Теперь дайте работе высохнуть и покройте лаком.

Презентация «Пермогорская роспись»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Серия уроков по теме «Пермогорская роспись». Целесообразно использовать по программе Б. М, Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд , 1-9 классы», в 5 классе, тема урока: «Констрпукция, декор предметов народного быта и труда». Пермогорской росписью мы украшем прялку, что соответсвует описанию темы урока в программе. В презентации прописаны цели, задачи, методы объяснения и подачи материала.

Скачать:

Вложение Размер
permogorskaya_rospis.ppt 2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пермогорская роспись ( серия уроков ) Журавель Надежда Вячеславовна учитель ИЗО МБОУ СОШ № 40

Цель занятий: научить детей основным приемам письма пермогорской росписи

Задачи занятий: Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения росписи; с произведениями мастеров; познакомить с процессом выполнения росписи; познакомить с приемами составления композиции; дать характеристику эпохи; познакомить с символами пермогорской росписи.

Пермогорская роспись

Воспитательные: Показать возможности росписи, ее красоту и красочность; привить уч-ся чувство уважения к труду художника – показать всю трудоемкость работы; воспитать любовь к русскому декоративно-прикладному искусству и к русским росписям; научить понимать значение корней древнего народного искусства.

Урок ИЗО в школе. 5 класс. «Городецкая роспись». Птица и цветы — школьная программа

Развивающие: Развивать способности работать творчески над созданием композиции; развитие мышления, воображения, фантазии; развитие у уч-ся усидчивости и стремления завершить начатое; развитие таких качеств, как: точность, аккуратность, чувство меры и красоты.

Методы: объяснительно – иллюстративный; демонстрация; беседа; частично – поисковый; рассказ; показ выполнения хода работы

Пермогорье — это пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Пермогорская роспись возникла, вероятнее всего, в 18 веке и просуществовала до 30-х годов нашего времени. В наши дни росписи русского Севера стали необыкновенно популярны, благодаря тому, что в 1959 году Загорский музей-заповедник организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы 3 самостоятельных вида росписей. Все вместе они называются северными.

Северные росписи: пермогорская ракульская северодвинская

Пермогорская роспись отличается тем, что в ней используется всего три цвета: красный зеленый желтый

Городецкая роспись для начинающих. Мастер-класс петушок с наброском.

Эти цвета символичны: красный — цвет жизни, богатства; зеленый — цвет благополучия; желтый — цвет солнца

Основные элементы росписи: ленточки (бордюры) углы растительные мотивы древо-жизни птицы* *их на Северной Двине называли «кутюшки»

Углы все углы должны быть одинаковые

Растительные мотивы округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы

Главный цветок пермогорской росписи — тюльпан

Так же рисовали: Птицу — Сирин Единорога Льва Бытует мнение, что этих животных изображали русские умельцы, умеющие читать. На Русь многие образы пришли из книги «Александрия» — описание исторических походов Александра Македонского по Индии. Из этой книги явились мифические существа – единорог, сирены, Птица-Сирин, грифон (орел-лев). Купцы, занимавшиеся торговлей так же привозили рассказы о заморских зверях. Позже стали изображать людей и жанровые сцены.

Птица — Сирин Один из любимых образов русского ДПИ. Когда-то в старые дохристианские времена легенды о сладкоголосой деве привезли на Русь купцы и путешественники. Птица-Сирин была наделена сильным, красивым голосом и сводила с ума своим пением. Чаще всего изображалась в круге. Птица эта посылалась во искушение. Тот кто потеряет голову от ее пения – считался пропащим человеком.

МК по пермогорской росписи #фолкурок #этноперемена

Древо-жизни Это, пожалуй, главный образ, который встречается во всех росписях, вышивках и резьбе по дереву. Древо-жизни – представление наших предков о жизни. Древо делили как и жизнь на три части: нижний, средний и верхний мир. Нижний мир – загробный мир — это корни дерева, из которых рос ствол – это ось мироздания, т. е. эта ниточка на которую нанизывалась жизнь. У корней изображались змеи и насекомые. Средний мир – это ветви на них изображали русалок, берегинь (у А.С. Пушкина: «…русалка на ветвях сидит…»). Средняя часть дерева – сама жизнь человека. Верхний мир – крона дерева – рай, небо. Здесь изображали райских птиц .

Мастер-класс по Пермогорской росписи

Сказочные образы, встречающиеся в русской росписи, вышивке и резьбе: Берегиня – полуженщина, полурыба; Водяной – царь, мужчина с рыбьим хвостом; Русалки – сестры водяного, женщины с рыбьими хвостами; Жар-птица – хранительница света; Огнеродный кит; Полкан-богатырь – он же кентавр или китоврас – сеет хлеб (приписывались разные свойства);

Рисуем карандашом птицу Сирин

Птица-Сирин* – птица с женским лицом; Алконост* – птица-дева, с волшебным цветком в руке. Когда-то, боги превратили ее из девушки в птицу. Успокаивает море, живет в море. * царицы русских сказок, райские птицы

Ход работы : Дома уч-ся покрыли альбомный лист желтой краской или краской цвета «охра», так как именно эти цвета имитируют цвет дерева. Мы подобно древнерусским мастерам будем выполнять композицию по всем правилам. Начнем с того, что очертим лист карандашом со всех 4-х сторон и будем рисовать элементы бордюра – рамки. Должна соблюдаться симметрия и чередование элементов. Удивительно то, что в этой росписи не надо ничего придумывать, ведь, роспись придумали до нас – мы, лишь, повторяем ее узоры. Затем, в каждом из 4-х углов рисуем элементы росписи – «углы». Помните о том, что все 4 угла должны быть одинаковы. После рисуем в центре: Птицу — Сирин или древо — жизни.

Затем приступаем к работе красками. Хочу рассказать как экономить время при работе с цветом. Главный цвет в этой росписи — красный – цвет жизни, поэтому он и основной. Начинаем покрывать те элементы росписи основным цветом, которые вы решили будут окрашены красным. Не забывайте о том, что если вы рисуете древо — жизни, то соблюдайте симметрию цвета. Так, трилистники во всех 4-х углах должны быть одинаковыми не только по форме, но и по цвету. После того, как определили, что будет красным – беремся за зеленый – опять таки, из расчета того что, что-то будет желтым.

Мастер-класс по Пермогорской росписи

Начинаем заполнять цветом рамку, углы и центр работы. Сначала красным. Работа ведется сверху вниз, гуашевыми красками. После того как все будет закрашено и красным, и зеленым, и желтым – тонкой кистью черной краской обводим контуры рисунка. То есть то, что мы рисовали простым карандашом – все эти линии – обводим черным контуром. В этой работе используются разные возможности кисти. Кистью можно работать как мазком, так и линией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Где и когда возник промысел2. Основные элементы росписи3. Три вида композиции.

Конспект мастер — класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков . Предполагается обучение детей простым элементам Хох.

Тема мастер-класса «Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись» рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел «Декоративно-прикладное искусство». Урок усвоения.

Птица Сирин

Мастер- класс на тему; » Петриковская роспись «Сувенир. Роспись по дереву.

Мастер-класс «Пермогорская роспись. Элементы росписи».

Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоившие дополнительную образовательную программу «Художественная роспись», автор программы и руководитель творческих раб.

Знакомство учащихся с петриковской росписью.

Презентация к занятию «Роспись кухонной утвари&quot.

Планирование НОД по рисованию «Пермогорская роспись».

Алла Мокрецова
Планирование НОД по рисованию «Пермогорская роспись».

Мастер класс Мартыновой И.В. «Птица Сирин»

«Трёхлопастной лист – пермогорская роспись».

Предварительная работа: Беседа и рассматривание изделий пермогорских мастеров. Учить выделять главный элемент – трёхлопастной лист. Познакомить с историей промысла, с названием домашней утвари. Упражнять в рисовании трёхлопастного листа по схеме.

Цель: Вызвать у детей чувство восхищения и любования пермогорской росписью; познакомить с историей промысла, с мастерами, со средствами выразительности, характерными для этой росписи, с названиями и назначением старинной домашней утвари, украшенной пермогорской росписью. Учить рисовать один из основных элементов, равномерно заполнять контур краской, рассовать концом кисти, держа её вертикально, обводить элемент тонкой линией. Развивать точность движений руки, уверенность в своих силах.

Урок 4. Птицы Сирин и Алконост

Закрепление ЗУН: Закреплять умения рисовать трехлопастной лист концом кисти, обводить элемент тонкой линией.

Рассматривание предметов и изделий пермогорских мастеров, элементов росписи.

«Птица Сирин – пермогорская роспись».

Предварительная работа: Беседа с детьми о птице пермогорцев – Сирин, познакомить с легендой. Упражнять в составлении птицы из отдельных частей, соблюдая цветовую гамму.

Как нарисовать волшебную птицу. Урок ИЗО. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира.

Цель: Познакомить детей с легендой о птице Сирин, с приёмами рисования птицы, цветосочетаниями, используемые мастерами пермогорской росписи в рисовании птицы Сирин. Учить равномерно наносить краски в определённой последовательности: жёлтая, зелёная, красная, упражнять в рисовании концом кисти.

Закрепление ЗУН: Закреплять умение рисовать птицу в определённой последовательности, равномерно закрашивая её.

Рассматривание изделий из дерева, расписанных пермогорской росписью.

Рассказ о мастерах.

«Бордюры – пермогорская роспись».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с предметами пермогорской росписи в книге «Народная роспись Северной Двины» — беседа по книге. Отрабатывать последовательность закрашивания.

Цель: Познакомить детей с дополнительными элементами – бордюрами, показать их значение в росписи; познакомить с различными видами геометрического орнамента в росписи.

Закрепление ЗУН: Закреплять умения рисовать новый элемент – бордюры. Учить закрашивать их в определённой последовательности, чередуя по цвету.

МАСТЕР-КЛАСС: Пермогорская роспись. Птица Сирин (часть 2)

Стихи о родном крае.

Рассматривание предметов и элементов пермогорской росписи.

Чередующие по цвету треугольники.

«Композиция пермогорской росписи».

Предварительная работа: Упражнять в составлении композиции пермогорской росписи из отдельных элементов – листьев, птицы, цветов на разных формах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Народная роспись Северной Двины».

Цель: Учить детей составлять композицию, показать разные варианты: на круге, прямоугольнике, полосе, встречающиеся у мастеров пермогорской росписи, равномерно заполнять краской всю ком позицию; совершенствовать умение работать кистью.

Закрепление ЗУН: Закреплять умение составлять сюжетную композицию, совершенствовать технику рисования. Чтение стихотворения про птицу Сирин.

Рассматривание птицы на изделиях.

Притча про сиротинку – Марьюшку.

«Прялка – пермогорская роспись».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с предметами домашней утвари – набирухи, прялки, колыбели. Упражнять в составлении узора на разных формах.

Мастер-класс по Пермогорской росписи «Птица Сирин»

Цель: Продолжать знакомить детей с домашней крестьянской утварью, расписанной пермогорской росписью; рассказать об использовании домашней утвари в хозяйстве. Учить внимательно рассматривать предмет, выделять отдельные элементы, рассказывать о средствах выразительности; познакомить с традициями построения узора.

Закрепление ЗУН: Закреплять навыки построения пермогорского узора, упражнять в рисовании основных элементов.

Мастер-класс «Пермогорская роспись.Птица Сирин» (часть 1)

Рассказ воспитателя о росписи, мастерах, элементах росписи.

Рассматривание предметов, иллюстраций с пермогорской росписью.

Планирование НОД по рисованию в подготовительной группе Последний год перед школой – очень важный период в жизни дошкольника. И от того, как пройдёт этот год, во многом зависит успешность дальнейшего.

Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись». «Мезенский конь».Предварительная работа: Д/у «Мезенские прописи» — упражнять детей в рисовании узоров и элементов мезенской росписи в клеточках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки-рукоделие.ру - архив бесплатных видео мастер-классов