Мастер-класс Платок Хозяйка огня

«Апельсины и ящерки»: мастер-класс по холодному батику

На ярмарке много мастер-классов по холодному батику, но в каждом есть своя изюминка. Я много почерпнула, рассматривая эти мастер-классы, и вот, решила поделиться своим, так как мои технологии немного отличаются, и, надеюсь, будут кому-нибудь полезны.

Первым делом хочу обратить внимание на шелк — я никогда его не рву, как это делают в магазине. Разрыв деформирует и портит край, а если мы рвем ткань нежную, вроде эксельсиора, то можем получить разъезжающиеся проплешины так далеко от края, что их ничем не закамуфлируешь.

Поэтому я выдергиваю несколько ниточек, и по получившейся дорожке отрезаю нужный мне кусок. Вот так:

Итак, наш шелк аккуратно отрезан и натянут на подрамник. У меня — раздвижная рама с крючками. Я имела дело с несколькимиразными рамами, самодельными и покупными, и пришла к выводу, что рама с крючками — самая удобная (хотя она иногда пьет кровь!)

Инструменты и материалы, которые я использую.

Фантомный фломастер, штифт-сублимат.

Я их кучу перепробовала, этот — самый удобный. Яркая не расплывающаяся линия, четкий контур. Пропадает от воды или сам собой через три-четыре дня.

Правда, время пропадания сильно зависит от влажности воздуха.Однажды летним вечером я нарисовала фломастером контуры работы, думала, утром обведу. Как бы не так, утром меня ждал девственно чистый шелк — из-за высокой влажности все исчезло за ночь. А еще был момент, когда я пыталась работать, а на улице стеной лил дождь — так контур исчезал буквально на глазах :))

Но в целом, контур держится достаточно долгое время, чтобы успеть все не торопясь обвести.

Резерв. Я покупаю бесцветный, а потом подкрашиваю его пудрой-пигментом.

Пигменты могут быть не только металлики, но и цветные, и перламутровые. Резерв замечательно их держит, они не состирываются.

Пропорции не скажу — да они, по-моему, не важны особо. Подсыпаю в резерв пигмента и взбалтываю, пока он не станет нужного мне цвета и интенсивности. Добавляю чуточку очищенного бензина, потому как резерв концентрированный. И с таким составом работаю.

От стеклянных трубочек я отказалась в пользу пластиковых аппликаторов с металлическим соплом.

В немалой степень потому, что аппликатором не обязательно работать по горизонтальной поверхности. Когда площадь работы очень большая, я ставлю подрамник практически вертикально и легко могу достать до середины работы. В горизонтальном положении у меня руки коротки:)))

Сопло удобно навинчивается на пластиковый носик, а когда работа с резервом окончена, я отвинчиваю сопло и кладу его в пузырек с бензином. Оно там замечательно хранится, его не надо промывать.

Конечно, не надо промывать его только после бензиносодержащего резерва. После резерва или контура на водной основе промыть обязательно надо, а то засорится. Кстати, продается сопло с тонкой стальной проволочкой, которая предлагается как раз для чистки. Очень удобно.

В остальном, составы на водной основе точно так же заливаются в аппликатор и точно так же удобно вытекают через сопло при легком нажатии.

Аппликатор при работе надо чуть-чуть сжимать, чтобы помогать резерву вытечь. К силе давления легко приноровиться.

Сопла бывают разного размера — 0,3, 05, 07, и 0,9мм. Я пользуюсь самыми тонкими — 0,3 и 0,5.

Ну и краски . Я работаю парозакрепляемыми анилинами. Это очень яркие краски, и они совсем не утяжеляют шелк. У меня есть и акриловые краски, но что-то до них руки так и не дошли. Я их очень мало использую.

Бутылка водки! Спирт или водка увеличивают растекаемость краски. Поэтому я добавляю понемножку в стаканчики с колером.

Кисточки. В основном это синтетика разного размера.

Ну вот, а теперь — собственно работа.

Раньше я рисовала большие шаблоны на весь платок. Потом мне надоело повторять одно и тоже. Но ради экономии прекрасного исчезающего фломастера мне все-таки пришлось согласиться на частичное использование шаблонов. Поэтому для этого платка я нарисовала несколько ящерок на листочках А4. Хвосты не влезли, но их легко и так нарисовать, от руки.

Итак, берем шаблончик, прикалываем его булавками к обратной стороне нашего платка. Размер у нас 114х114. В трех углах прикалываем по шаблону с ящеркой, а в одном — аж двух ящерок.

И обводим их любимым исчезающим фломастером.

(Я пробовала использовать обычный карандаш — получается неаккуратно. Графит пачкает ткань и выглядывает из-под резерва. Поэтому я так люблю сублимат — он не оставляет никаких следов)

Затем обводим всех ящерок золотым резервом. И сбрызгиваем водой из пульверизатора — фломастер исчез.

А теперь рисуем апельсины, листья и ветки — от руки.

Сперва я намечаю, набрасываю, компаную рисунок

А потом прорисовываю подробнее.

Работаю фрагментами — часть сделала, обвела резервом, сбрызнула водой. Высохло — делаю следующий фрагмент.

В итоге вся площадь платка покрыта узором из апельсинов, листьев и веток.

Финально брызгаем все водой:

Полоса наверху, отчерченная выдернутой ниткой — это лента для банта. Я ее делаю вместе с платком.

Теперь составляем колер и начинаем расписывать. Замечательный цвет корицы для фона получается, если смешать коричневую и ярко-фиолетовую краски (я говорю о красках, которыми работаю, они показаны выше) и разбавить до нужной светлоты водой(и водкой).

Я начинаю именно с фона — потому что пробои краски с фона на изображение по моему опыту менее фатальны, чем с изображения на фон.

Если пробои все-таки случились, аккуратно доводим резервом слабые места (лучше с обратной стороны).

Затем расписываю апельсины.

Потом составляю три колера в коричневатых оттенках и расписываю большую часть листьев.

А затем — еще три-четыре ярких колера — лиловые, фиолетовые, кобальтовые, бирюзовые, бордовые оттенки. И расписываю ими оставшиеля листья, плюс некоторые коричневые — прямо поверх имеющейся росписи. Получается богатая, разноцветная гамма осенних листьев.

Теперь дело доходит до ящерок — для них я использую те же колера, что и для листьев.

Потом наливаем в аппликатор золотую контурную краску (акриловую) и наводим финальную красоту. Ставим точки на апельсинах, разрисовываем ящерок, ставим красивые завитушки. Вот что у нас получилось —

В следующем МК расскажу, как я запариваю батики.

Спасибо за внимание!:)))

Очень красиво, люблю эти краски!

Чудная работоа, волшебство красок!

А вот по поводу карандаша. который исчезает : его не сложно найти в продаже, как вы думаете?

В магазинах вышивальных принадлежностей такие карандаши бывают, ими канву размечают.

И еще во всех художественных магазинчиках продается такой маркер (таким же пользуюсь, очень удобно!).

Вот ни разу не встречала. Там или вообще не понимают, о чем я спрашиваю, или говорят что «нет и давно не было».

Я заказываю в инет-магазинах.

Amarga, здравствуйте. Прочитала Ваш мастер-класс, нахожусь под неизгладимым впечатлением. Ящерицы на апельсинах- это больше, чем шедевр, даже не могу передать словами. Всегда восхищаюсь людьми, которые могут вообразить и воплотить в материальный мир подобные вещи.

Начинаю осваивать батик, даже уже шарфик узелковым батиком расписала, подарила сестре, восторг полный. Хочу расписывать с применением резерва, но вопросов очень много, а ошибки дорого обойдутся. У нас в магазине метр самого дешёвого шёлка 995 руб., а средняя цена 1800.

Если можете, подскажите пожалуйста, Вы с красками JAVANA работаете? Мне их посоветовали, как самые хорошие, я их накупила, а информации и мастер-классов по ним нет. Они хоть и закрепляются утюгом, но структуру ткани не изменяют (или почти не изменяют). Можно ли их разводить водой? В магазине мне сказали, что не надо, они полностью готовы, а разведение ухудшит результат. Но, думаю, что они не совсем правы. Там же я купила резерв на водной основе WATER BASED RESIST. Он несколько густоват, что вводит меня в замешательство. Нужно ли его разбавлять перед применением, и чем наносить? У пузырька есть некий аппликатор, но он подойдёт для плакатов. В поисках информации я попала на Ваш мастер-класс. Может, у Вас есть какие-то ссылки по применению интересующих меня материалов? Заранее благодарю за любую информацию. С уважением-Зоя.

Здравствуйте, Зоя! С радостью поделюсь всем, что знаю про батик.

У вас очень дорогой шелк в магазине, может быть, стоит поискать шелк в интернет-магазинах, кроме того, тут, на ярмарке, я встречала магазинчики, где продают шелк, и он весьма укупный. Навскидку — поищите на ЯМ по поисковым словам «хрюшечка в рюшечку» и «маргеланский шелк».

Ааа, «хрюшечка» с ЯМ съехала, но у них есть сайт, яндекс или гугл поможет найти. За 1600р вы там купите 10 метров шелка.

У меня есть акриловые краски Явана и Марабу (это одна фирма выпускает), но я ими работаю мало, как-то пока к делу не пришлись. Но несколько работ ими сделала. Все-таки шелк они утяжеляют и делают жестковатым, будто накрахмаленным. Так поступают все акриловые краски, потому что они не окрашивают нити насквозь, как анилины, а создают поверх тончайшую пленочку — таково свойство акрила. Разводить водой их, конечно же можно, и тем менять насыщенность цвета. И водку или спирт в раствор добавлять тоже можно, для лучшей растекаемости. Только не стоит наливать воду в баночку с краской, нужно отлить себе немного для работы в стаканчик или ячейку на палитре, и там уже смешивать с водой или водкой. Надо помнить, что высохший акрил полимеризуется и больше не разводится ничем, поэтому — кисти тщательно мыть, а заливая краской большие поверхности ткани, не позволять им высохнуть.

Бесцветные резервы на водной основе расчитаны на то, что после первой стирки состираются, и вместо резерва останется чистая фоновая ткань (похоже, как происходит в горячем батике). Цветные резервы на водной основе — суть контурные краски, тот же акрил, но более густой и кроющий. Я их использую для декора.

Честно говоря, я не очень люблю резервы на водной основе, потому что краски тоже на воде, а вода понемножку разъедает нарисованный контур, могут случиться пробои, да и контур частенько получается такой «подтаявший».

Резерв на воде, мне кажется, не стоит разводить водой, он, по идее, уже готовой консистенции в баночке. Резерв заливают в специальную стеклянную трубочку для батика или в аппликатор с металлическим соплом (в моем МК про такие аппликаторы как раз написано). Аппликаторы, которые имеются на тюбиках с резервом или контурной краской мне не нравятся — очень жирная линия получается. Я не покупаю готорые тюбики с аппликаторами.

Если вас интересуют ссылки на магазины, напишите мне в личку, а то тут прямые ссылки давать нельзя, это против правил ЯМ.

Добрый день! Работала JAVANA. Перкрасно разбавляются водой. А совсем светлые оттенки хорошо получаются, если добавть белую краску. (она называется не «краска», а как-то по другому, точно не помню).
Загляните в мой магазинчик — там есть несколько работ JAVANA.
Этими красками работала по шифону (не шелку). Платки получаются очень нежными. Краска не утяжеляет.
С шифона карандаш прекрасно отстирывается (а краски нет!)
С шелком — не срослось. Я грешила на качество шелка, а не красок. Возможно ошибалась

Мне никогда не удавалось купить фантомный фломастер в реальных магазинах. Как ни приду — «а у нас закончился» или «давнооо что-то не было».

Я заказываю их в интернет-магазинах, там купить шанс на порядок выше.

На всякий случай:

покупала такой фломастер в магазинах «Натуральный шелк» (не совсем художественный, но краски для шелка, текстиля и т.п. вещи продаются там), в магазинах «Домашняя станция» (товары для рукоделия), «Передвижник» (магазины для художников, дизайнеров, . ), «3-color» (тоже худож. магазин), «Арт-Квартал» (худож. магазины), ну и себя в городе в крохотном худож. магазинчике. ;-)

а скажите пожалуйста, пробовали ли Вы перекрывать фантомный фломастер полностью ПРОЗРАЧНЫМ резервом? проподает ли линия через 3-4 дня или после запаривания и стирки?

у меня водорастворимый фломб попадая под резерв на оснорве гутты, там и закрепляется. в нем ведь нет воды. но я еще не запаривала, а узнать уже хочется, сил нет!)))

спасибоза мастер класс и за внимание! Полина)

Как приятно, что мой опыт пригодился! Если будут вопросы — с радостью отвечу:)

Сложный рисунок). красивый!

Все-таки батик для меня — это что-то инопланетное По-моему, степень сложности надо ставить не среднюю, а самую высокую. Очень красиво получилось!

Спасибо! Степень сложности тут, по-моему, не особо высокая, а вот времени занимает много.

Мой самый любимый Ваш платочек! А теперь еще и замечательный мастер-класс по нему! Спасибо.

Спасибо за хорошие слова!

Этот платочек — почему-то бестселлер у меня. Я их уже штук двадцать сделала, и еще назаказывали. Я подумала — раз он такой популярный, наверное, будет интересно посмотреть процесс

Оооочень уж он красивый, необычный, с замечательно подобранными рисунком и оттенками!

Вот как интересно — работая в одной и той же технике, а каждый применяет свой подход. И то, что одному совершенно неприемлемо — другому это лучший вариант

Это вы про аппликаторы? Я знаю, что многие их не любят. А мне вот по руке пришлось, очень удобно. С трубочками мороки в разы больше.

Спасибо за подробный и щедрый Мастер-класс! Как же смело и красиво Вы рисуете прямо по шелку. А какая дальнейшая роль ленты для банта?

Спасибо за хорошие слова!

Смелость тут только в том, что я храбро трачу дорогой фломастер, но он такой удобный! Если ошибся — мокрой кисточкой провел — и все опять чисто, рисуй заново.

А ленту хочу накрахмалить ПВА, сделать из нее бант и к заколке прикрепить. Если получится — покажу:))

Какая красота!! Посмотрела МК как мультфильм — сама делать точно не буду, но зрелище завораживающее))

Спасибо! Вешала МК не для пошагового повтора, а для демонстрации всяких мелочей, которые могут кому-нибудь помочь или быть интересными.

По крайней мере, мастерам интересно оказалось, я ужасно рада:)

Спасибо! Давно любуюсь вашими работами! МК отличный! А у меня почему-то резерв металлик сходит при стирке((( и долго не хранится.

Спасибо и вам! Я на ваши работы тоже часто любуюсь, замечательные!

А насчет металлика — может, дело именно в этой пигментной пудре? Она правда не состирывается — а что такое состирывающийся металлик-резерв я прекрасно знаю. Поуродовала порядком работ!

А может, комбинация именно этой пудры и именно этого резерва удачная оказалась.

Прекрасная работа, очень красиво ) я для себя подчерпнула один интересный момент: нанесение эскиза исчезающим маркером прямо на ткань. У меня такой лежит на полке, все никак не воспользуюсь, поскольку есть сомнение: если я поверх маркера нанесу воск, не остановит ли или прекратит вовсе воск исчезание маркера с ткани? А попробовать все руки не доходят (

Вот тут точно не посоветую, горячий батик я пока не осилила. Хотя нравится он мне ужасно!

Скажу только, что из-под прозрачного резерва линия исчезает, хотя резерв тоже не содержит воды.

Еще предупрежу, что фломастер долго хранится только в холодильнике, в закрытом пакете. Весь мой запас — в холодильнике, после того, как я обнаружила, что четыре фломастера пришли в негодность, дожидаясь своей очереди в комнате. Пересохли!

Очень полезный совет насчет хранения фломастеров!! Спасибо!

А то пришлось в куче мест их покупать, т.к. слишком уж быстро как-то тратились и высыхали.

Не подскажете ли еще про пудру? Т.е. как ее искать (т.е. для шелка предназначена или какая-то универсальная)? Вот ее ни разу не встречала (или не там смотрела), а интересно было бы попробовать добавить в резерв.

Это серия пудр-пигментов Pearl Ex, я их часто вижу в интернет-магазинах. Погуглите «Pearl Ex купить» — сразу куча предложений выпадет.

Это универсальная пудра, для всего. Для резерва, оказалось, тоже подходит.

Потрясающе понятный и подробный МК — все по существу. Огромное спасибо.

Спасибо!Очень,очень красиво , очень познавательно и подробно!

Спасибо, очень подробный Мк!! Я давно в школе увлекалась батиком. у самой имеется пару платков , Ваши восхитительны.

Спасибо всем за хорошие слова! Очень рада, что мой опыт оказался интересен, а кому-то даже пригодилсяв работе!

Какой это кропотливый процесс, а как красиво Вы рисуете.

Спасибо большое за хорошие слова, Анна:)))

Ах, как красиво. Очень интересно! Столько полезного Вы рассказали. Спасибо большое за Вашу щедрость.

Очень рада, что рассказала что-то полезное И вам спасибо за хорошие слова.

Давно восхищаюсь вашими работами! Спасибо за то, что поделились с нами своими наработками и показали процесс.

Фломастером я пользуюсь вовсю, удобная вещь, но быстро высыхает (теперь буду хранить в холодильнике!). Кстати, для горячего батика отлично подходит, только для многослойного все равно карандаш лучше (при первом же попадании краски линия фломастера исчезает!). С таким пигментом ниразу не работала, интересно будет попробовать. А добаление пигмента никак не влияет на прочность резервной линии?

Спасибо за хорошие слова!

Добавление пигмента (в давыдовский резерв) наоборот, добавляет ему прочности. Металлик не состирывается. Но в другие резервы я не пробовала пигменты добавлять, поэтому могу гарантировать только мой вариант.

У меня пропал дар речи. Афигенно красиво. Я тоже так хочу научится.

Конечно, отвечу на все вопросы, на которые смогу.

1. Смотря какие вы купите краски для батика. Есть краски, которые только для шелка, есть, которые только для хлопка, есть универсальные (эти, как правило, на акриловой основе). Те, которые у меня — анилины для шелка и шерсти.

Анилиновые краски — очень яркие, не утяжеляют ткань, но требуют запарки и сами по себе жидкие, как вода. В технике «свободная роспись» ими сложновато пользоваться.

Акрилы — краски погуще, на ткани образуют тончайшую пленочку, и от этого она становится чуть жестковата. Зато закрепляются утюгом (проглажка три минуты) и ими удобно расписывать, например, галстуки.

Какие краски вам больше подойдут — вы уж сами выберете.

2. Если вы работаете в технике»холодный батик» с резервом (вот как у меня), то контуры надо замыкать очень тщательно, потому что краска норовит пробиться на свободу. Пробить может не только с фона внутрь, но и изнутри — на фон (что, мне кажется, гораздо неприятнее). Это все поправимо, в смысле, это можно обыграть, дорисовать, докрасить, но исправить уже нельзя. Поэтому надо в самом начале быть внимательным с контуром.

Есть также варианты техники с незамкнутым контуром, но, чессговоря, я ничего особо красивого в этой технике не видела. Не видела — конечно, не значит, что такого нету.

3. Расписывать большую плоскость фона по началу довольно сложно — надо гнать цвет от одного края до другого, не давая ему высохнуть, иначе будут некрасивые разводы. Большие плоскости фона можно прокрыть поролоновой кистью (продают такие) или просто кусочком поролона, свернутым тампончиком. но места, где фон стыкуется с рисунком — надо аккуратно выбрать кистью.

Но для начала я бы посоветовала разбить фон рисунком на несколько посильных фрагментов, которые можно быстро закрасить кистью. А с большими поверхностями фона работать уже имея за плечами некоторый опыт.

4. Стартовый набор посоветую, когда определитесь, какие краски вы будете использовать — акрилы или анилины.

Мастер-класс: Платок «Хозяйка огня»

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Мастер -класс по созданию платка в технике холодного батика. (красители под запаривание).

Искусство батика пришло из глубины веков. Сейчас роспись по шелку стала особенно востребованной, поэтому все чаще дизайнеры и модельеры обращают своё внимание на эту способ декорирования ткани. Батик уникален как в одежде, так и в интерьере. Тем, кто наделен стремлением к оригинальности и желанием произвести впечатление, изделия будут по душе и помогут выразить себя.

В своем мастер-классе я хочу поделиться опытом росписи шелка, а так же представить вашему вниманию «запариватель для батика» собственного производства=).

Материалы:

Для батика чаще всего используют натуральные шелк. Анилиновые красители НЕ закрепляются на искусственных тканях .

Если правильно подобрать шелк с ним будет легко работать. Краска хорошо растекается по шелку, равномерно заполняя всю поверхность рисунка. Изделия получаются яркие и эффектные.

Виды шелка, применяемые для холодного батика: эксцельсиор, фуляр, шифон (тонкие, полупрозрачные, воздушные ткани), туаль, крепдешин (мягкие, гладкие, непрозрачные ткани , бывают разной плотности. ), атлас ( бывает различной плотности, непрозрачная ткань с глянцевой поверхностью), креп-шифон, креп–жоржет ( мягкая ткань, с шероховатой поверхностью), жаккард.

Для холодного батика с применением резервирующего состава лучше использовать шелк плотностью от 6-14 микрон. Шелк большой плотности сложно пропитать резервом и краска будет проходить за контурную линию.

Подготовка шелка.

При производстве шелк покрывают специальным составом-аппретом, для придания ткани товарного вида. Аппрет-состав из крахмала, эфира, синтетических смол, жировых и других веществ. Перед росписью аппрет необходимо смыть с ткани. Обычно достаточно постирать ткань, лучше жидким мылом или шампунем (хоз. мыло может оставить на ткани невидимые разводы и пятна, которые проявят себя при росписи.) После этого нужно хорошо прополоскать ткань в холодной воде и высушить утюгом, ещё во влажном состоянии. При стирке натуральные шелковые ткани дают усадку (в зависимости от типа тканей до 10 см. от метра). Это необходимо учесть при раскрое изделия. Туаль, атлас , крепдешин хорошо рвутся в месте надреза. Более тонкие ткани раскраивают по вытянутой из полотна нити.

Резерв.

Основная задача резерва (контура)-создание участка ткани не пропитываемого краской. Резерв представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

В стеклянную трубочку резерв набирается с помощью небольшой спринцовки.

(Резервы бывают на основе гуты (клея) они как правило не пахнут (напр. Резерв фирмы Pebeo ) или на основе бензина (например: резервы фирмы гамма, давыдовский резерв.) Недостатки бензиново-парафиновых резервом в том, что они имеют неприятный запах, но их можно изготовить в домашних условиях, так же их можно найти почти в любом художественном магазине. (После запаривания изделия запах полностью исчезает ).

Красители:

В своей работе я использую красители нескольких производителей:

1) Jacquard Silk Colors Green Label – яркие высококачественные красители, имеют большую палитру цветов. Запариваются не меньше 2 часов. Минус достаточно высокая цена, сложно найти в магазинах, маленький объем. Плюсы очень яркие, стойкие. (примерно 150 р. за колер)

2) Давыдовские красители- не очень яркие красители, но из них получаются красивые пастельные оттенки. Интересная палитра цветов, большой объём в банке. Легко заказать в интернет магазине ) Минус имеют свойство портиться (густеют, становиться липкими, так и не поняла то ли от мороза, то ли от жары. Иногда можно их спасти разведя уксусом и водой .) (180 р. — 200 р. За колер)

3) Гамма –хобби. Яркие красители, часто встречаются в магазинах, не дорогие. Минусы: Этой зимой в магазины попала партия перемороженных красок, они все выпали в осадок. Такие краски линяют =(. Небольшая палитра цветов. (60 р.- 80 р. За колер) Красители под запаривание не утяжеляют ткань, шелк остаётся мягким и нежным. Краски яркие, добавляют блеск шелку. Красители можно разбавлять водой в любой пропорции.

Красители под запаривание не утяжеляют ткань, шелк остаётся мягким и нежным. Краски яркие, добавляют блеск шелку. Красители можно разбавлять водой в любой пропорции.

Кисти.

Для росписи по шелку лучше всего подходят кисти из колонка. Иногда можно найти косметические кисти, которые сделаны из похожего ворса, они тоже подходят для росписи. Их достоинство в том, что они дешевле, чем кисти в художественных магазинах.

Технология :

1. Создание эскиза в электронном виде.

Если есть возможность поработать в Adobe Photoshop, то создание эскиза в электронном виде поможет разработать композицию, подобрать цвет фона, и самого рисунка. Возможно сделать несколько вариантов цветовых схем, будущего изделия и выбрать наиболее интересные цветовые сочетания.

2. Создание эскиза на бумаге.

Рисунок на бумаге лучше обвести темным маркером, так контур будет хорошо виден через ткань.

3. Подготовка к росписи

Для работы вам потребуется натянуть шелк на раму. Для этого можно использовать, как специальные раздвижные рамы с крючками, так и обычные деревянные. Лучше, чтобы рама была из мягкого дерева, в которое легче будет втыкать кнопки. Кнопки должны быть острые, металлические, они меньше портят ткань. Вначале шелк натягивают по четырем углам, затем по сторонам. Чем ближе к внутреннему краю, тем меньше будет разводов от краски по краям, если рисовать в акварельной технике (по мокрой ткани). Ткань должна быть натянута ровно, без провисаний и растяжек. (Если рама шире, чем намеченное изделие, с одного края ткань можно натянуть обычной ниткой с иголкой.)

Так же приступая к работе, не забудьте налить баку с водой (а лучше две) в которой будете промывать кисти. Под рукой всегда должна быть большая тряпка (для сушки кистей и снятия лишнего резерва с трубочки) и шелковый небольшой отрез для тестирования цвета краски. Не помешают так же ватные палочки и фен (для просушки ткани в месте протекания краски через контур).

4. Перенесение рисунка с эскиза на ткань.

Аккуратно чтобы не повредить ткань, закрепите эскиз с помощью швейных булавок. Перенести рисунок на ткань вам поможет специальный маркер–Фантом (продается в швейных и художественных магазинах.) След маркера исчезает с поверхности ткани через 12 часов. Если рисунок нанесен криво или вас не устраивает, можно по рисунку пройтись влажной кистью, линии от маркера исчезнут.

Если же переносить рисунок карандашом, можно испачкать ткань графитом и тогда при нанесении краски будут пятна.

5. Нанесение контурной линии резервом.

С помощью спринцовки наберите резерв в трубочку, чтобы он заполнил круглый, стеклянный резервуар. (Если резерв густой и плохо течет, попробуйте набрать его больше в трубочку или погреть у батареи, если же слишком жидкий можно поставить резерв на несколько минут в холодильник).

Наносите резерв равномерно одной линией, желательно не отрывая руки. Следите за тем, чтобы не оставалось незамкнутых контуров. (для работы использован резерв фирмы гамма, разбавленный давыдовским резервом)

6. Работа с краской.

Акварельная техника: Намочите часть рисунка (внутри контура) водой. И пока ткань ещё мокрая начните наносить краску (смешать краски, для получения нужного цвета, можно в палитре или на самой ткани) Участок рисунка должен заполняться краской равномерно, от одного угла до другого. Роспись начинается со светлых оттенков к более темным и насыщенным. Пока краска ещё не высохла на ткань можно насыпать соль или мочевину, для получения разводов и узоров.

На куске шелка необходимо протестировать намешенные цвета. Краски после высыхания меняют интенсивность и иногда оттенок.

При необходимости можно прорисовать детали тонкой кистью. Для прорисовки немного красителя можно налить в плоскую ёмкость и дать постоять, краски подсохнут и станут гуще, и ими можно будет прорисовать мелкие детали.

Роспись по «сухому»: Краски быстро подсыхают, поэтому если роспись создаться по сухой ткани работать нужно быстро и аккуратно. Цвет так же растягивается от одного угла к другому.

Закрепление краски.

После завершения работы, краски обязательно нужно закрепить на ткани, запарить. В процессе запаривания под действием пара волокна шелка разбухают, расправляются, под давлением пара краска проникает в волокна ткани и под действием температуры закрепляется.

Изделие через сутки снимают с рамы и раскладывают на газетах (газеты должны быть не цветные) .Пробовала запаривать в х/б ткани, получилось больше складок-заломов. Изделие нужно скрутить в сверток так, чтобы слой шелка не соприкасался др. с другом напрямую, только через газету. Сверток перевязывается бечевкой и подвешивается над кипящей водой в большой кастрюле или ведре. Все плотно закрывается одеялом, так , чтобы задержать пар внутри. Сверток не должен соприкасаться со стенками кастрюли,ведра..

Свои изделия я запариваю в спец. запаривателе собственного производства. Это гораздо удобнее, исключены протекания краски и заломы после запаривания. Так же запариватель можно купить в магазине у Давыдова.

Многие носят свертки с шелкам запаривать в мед. автоклавы, но были случаи, когда изделия передерживали в автоклаве и они потом просто рассыпались =(.

Для запаривателя я выкупила 2 куска трубы из нержавейки: D=22 см. и D=3 см. (Трубу можно сварить и из листа, но это сложнее). По заказу к трубе мне приварили дно и ручки. На внутреннею трубку сверху наварили крестовину. Чертёж конструкции прилагаю. Получилось несколько громоздкое, но вполне функциональное приспособление.

На внутреннюю трубку из нержавейки наматываю шёлк, проложенный газетой, сверху ещё несколько слоёв газеты. Все перевязываю бечевкой из натуральных волокон.

В запариватель на дно наливаю примерно литр воды (можно добавить столовую ложку уксуса). Аккуратно опускаю трубку с шелком и фиксирую крестовину в пазы. Ставлю на большой газ, после закипания воды газ делаю меньше и накрываю все одеялом.

В таком баке запариваеться изделие около 2х часов. Тонкий шелк запаривается быстрее.

После запаривания, изделие доставать нужно очень аккуратно, весь сверток сильно нагревается + горячий пар под «крышкой». Готовое изделие можно прогладить утюгом, потом постирать в теплой воде шампунем или жидким мылом. В первую стирку с ткани уйдут все излишки краски, то, что шелк уже не может в себя впитать.

После стирки изделие можно подержать мин. 5 в воде с уксусом (1 ч. ложка на 1 литр воды).

Осталось просушить ещё влажное изделие утюгом и обработать края.

Будут вопросы-обращайтесь! Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки-рукоделие.ру - архив бесплатных видео мастер-классов