Мастер-класс Плетем замкнутый мотив одним челноком

Плетем замкнутый мотив одним челноком

На этом уроке научимся плести замкнутый мотив фриволите одним челноком.

Сплетем цветочек, состоящий из шести лепестков.

Лепесток цветка = кольцо фриволите, которое плетем по схеме: 4n*5n5n*4.

Плетем пять колец цветочка. А шестое кольцо плетем до пико, с помощью которого будем крепиться к первому кольцу цветочка, т.е. 4n*5n*5.

Носик челнока/крючок продеваем в соединительное пико первого кольца.

захватываем нить с левой руки.

и продеваем в вытянутую петлю челнок.

Нитку с левой руки подтягиваем.

Теперь нужно нить с левой руки (сейчас она распологается за плетением) вытащить вперед, т.е. она должна располагаться перед плетением.

Снова надеваем вытянутую петлю на левую руку снизу вверх.

И доплетаем оставшиеся четыре узла.

С помощью иглы прячем кончик нитки.

Этот мотив состоит из колец 2-х видов:

  1. к: 8n*10n10n*8
  2. к: 5n*2n2n*5

Успехов в творчестве!
До новых уроков!

Плетем зажим для шарфа в технике фриволите

Сегодня хочу предложить вашему вниманию небольшой мастер-класс по плетению зажима для шали или платка. Мой мастер-класс рассчитан на рукодельниц, имеющих навык плетения в технике фриволите. Поэтому я не буду останавливаться на азах фриволите, а перейду сразу к изделию.

Я не претендую на авторство модели как таковой, этот мотив фриволите, я взяла из общего доступа в интернете. Цель мастер-класса — поделиться своим личным опытом и показать безграничные возможности использования кружева в повседневной жизни.

Изделие представляет собой 6 одинаковых мотивов, сомкнутых в кольцо. Для работы необходимо 4 челнока, 2 цвета ниток, бисер, бусины в тон.

Я плету вегой 40, сложенной вдвойне. Мои цвета — изумруд и жёлтый.

Мотив состоит из 2 частей: основная часть (у меня цвет изумруд) и дополнение (жёлтый).

Работу начинаем с основной части. Наматываем нить на челнок, набираем бисер (4 бисеринки), далее сматываем немного нити на 2-ой челнок, на него же подтягиваем бисер. Зачем нам лишние узлы? И начинаем плести по схеме челноком без бисера..

Начинаем с 1 трехлистника

Далее дуга 10 узлов. Не забудем перед ее плетением подтянуть бусинку

Д 10 (к 3п3п3п3п3п3п3п3)10

Плетём 10 узлов и тут же рабочей нитью плетём кольцо. Прием называется кольцо на дуге

Далее снова трехлистник, дуга 10 узлов (не забываем про бусинку перед ней) и присоединяем дугу к центральному кольцу. Обращаем внимание на то, что присоединяем через пико!

И продолжаем дальше… прячем концы удобным для вас способом. И вот результат

Теперь берём жёлтые нитки и бисер для них.Первая часть готова!

Также наматываем на челнок и немного сматываем на второй, вместе с бисером (4 штуки).

К 5п (соед. с основным мотивом) 5п5п (соед. с основным мотивом)

Далее дуга с бусинкой 5узлов, соединяем с основным мотивом в центральном кольце

В итоге мы получили один мотив с изнаночной и лицевой стороной. Лицевая сторона

Теперь нужно сплести ещё 3 таких мотива, соединённых между собой, чтобы получился квадрат. Соединять необходимо в процессе плетения.

На фото видны точки соединения, я их выделила черным, пояснять не вижу смысла..

В итоге имеем квадрат. Теперь самое сложное. Последними 2 мотивами нужно соединить наш квадратик в трубочку. Плетем также, но стоит быть внимательным в соединениях.

На рисунке я отметила соединения пико с другим мотивом

Как видите, я сначала сплела 2 мотива основного цвета и следующим шагом будет приплетение жёлтых элементов. Да, можно и так, но если вы недостаточно хорошо владеете челноком, все же лучше плести поэтапно, чтобы не запутаться.

Наша трубочка готова!

Так как это изнаночная сторона, нам необходимо аккуратно вывернуть ее… вуаля!

Почти готово. Нам осталось оформить край. И тут у меня наступил кризис жанра. На глаза мне попались мои кельтские челноки, и я оформила край в переплетениях кельтов. Рассказывать о них это много и долго и требует отдельного мастер-класса, который я в ближайшее время обещаю выложить.

Вам же рекомендую оплести дугами с пико или с бисером или просто так. Например:

Урок 1. Плетение двойного (полного) узла фриволите

Дуга 8 узлов или,

Дуга 1п1п1п1п1п1п1п1 или,

Дуга 1:1:1:1:1 с бисером на рабочей и ведущей нитях.

Зачем нам эти дуги? Для законченного вида изделия и для стабилизации края.

Или же, если есть желание попробовать сделать край в варианте кельтского плетения, но выполненного обычными челноками. Это достаточно запутанный процесс, на первый взгляд, но глаза боятся, а руки делают…

Итак, нужно 4 челнока, которыми мы будем плести параллельно. Наматываем нитки, сматываем на 2-ые челноки, начинаем работу из точки соединения трехлистника (жёлтый цвет) и следующее пико

Я делала образец на фрагменте, поэтому трехлистник у меня один, у вас это будет верхняя точка соединения 2 трехлистников.

Плетём дуги, сначала жёлтые, потом изумрудную… не фиксируем их!

Теперь сцепка! Сначала присоединяем жёлтую дугу, но так, чтобы изумрудная дуга оказалась перед ней. Затем сцепка изумрудной дуги, челноки с жёлтой нитью перед плетением!

Снова плетём 2 дуги и снова делаем сверки с основным мотивом поочередно. Челноки всегда должны быть перед работой. Таким образом получается переплетение дуг

Но и это ещё не всё… дуги должны быть в разных местах разные. На фото я написала количество узлов

Зажим для платка готов, но… (меня снова куда-то понесло) и я решила расшить его бусинками. Останавливаться на этом я не планировала детально, ибо это дело творческое — раз, заслуживающее отдельного описание — два. И здесь все зависит от вашей фантазии!

Мастер-класс: Плетем замкнутый мотив одним челноком

2.5 – к: (2 п’ 7 п’ 9).

2.6 – д: (6 п 6 п’ 6 п).

Кольцо в кольце

В кружеве фриволите примечателен такой элемент, как кольцо в кольце. С ним кружево приобретает особую рельефность. Элемент кольцо в кольце можно плести одним челноком, а можно двумя.

Кольцо в кольце, выполненное одним челноком

Вначале сплетите кольцо 1 с соединительным пико, затем – кольцо 2 до соединительного пико. После этого сцепите кольца, но таким образом, чтобы кольцо 1 находилось не слева от кольца 2 (как при простом соединении), а внизу. Соединение колец делайте по следующей схеме. Отведите челнок влево. Вытяните крючком петлю из рабочей нити снизу вверх через пико кольца 1. Через петлю слева направо проведите челнок. Петлю из рабочей нити расправьте на пальцах левой руки, сцепку закрепите обратным узлом. После сцепки наружное кольцо 2 доплетите по раппорту и плотно затяните.

Этот элемент смотрится декоративным и фактурным, если внешнее кольцо аккуратно и плотно охватывает внутреннее.

Кольцо в кольце, выполненное двумя челноками

Двумя челноками элемент кольцо в кольце особенно часто плетут с использованием ниток разного цвета. Элемент выполняют так же, как и при плетении нитью одного цвета, только первое кольцо плетут нитками одного цвета, а второе – нитками другого цвета. Гармонично подобранные сочетания цветов смотрятся очень эффектно.

При плетении двумя челноками можно выполнить элемент из трех колец. Тогда внутреннее и среднее кольца плетут из рабочей и ведущей нитей соответственно, а наружное кольцо представляет собой дугу-кольцо – замкнутую в кольцо дугу.

Элемент дуга-кольцо, сплетенный двумя челноками, может крепиться к элементу кольцо в кольце двумя способами: непосредственно к самому кольцу или через соединительное пико в кольце.

Схема плетения элемента кольцо в кольце, выполненного двумя челноками, следующая. Свяжите нити челноков, обрежьте концы. Сплетите по раппорту кольцо 1; затем – кольцо 2, то есть свяжите 12 узлов фриволите, сделайте сцепку с соединительным пико кольца 1, сплетите еще 12 узлов и затяните кольцо 2. Затем начинайте плести дугу-кольцо 3: сплетите 18 узлов, потом сделайте сцепку с кольцом 2 так же, как и при работе с одним челноком.

В кольце 2 пико нет, оно сцеплено с соединительным пико кольца 1. В месте соединения колец 1 и 2 тонким вязальным крючком чуть раздвиньте узлы и снизу вверх вытяните петлю из рабочей нити дуги. В образовавшуюся петлю слева направо введите челнок с ведущей нитью дуги, расправьте сцепку и закрепите обратным узлом, затем доплетите по раппорту еще 18 узлов.

Схема сережек фриволите «Мини»

Подтяните дугу-кольцо 2 так, чтобы она обхватывала кольцо 2, присоедините дугу к точке, с которой начинается плетение дуги-кольца. Крючком найдите и немного расширьте промежуток между первым узлом дуги кольца и началом дуги. Соединение в этом случае выполняется по способу соединения дуг вогнутой стороной с изломом (вытяните ведущую нить и в эту петлю введите челнок с той же нитью).

Схема плетения дуги-кольца с креплением внешнего кольца к соединительному пико кольца 2 такая же, как и при сцеплении всех других элементов через соединительное пико.

Элементы «кольцо в кольце» и «дуга-кольцо» в кружевах фриволите применяют очень часто. Из-за своей декоративности они используются в нарядных воротниках, ажурных салфетках, в орнаментированном краевом кружеве, которым отделывают носовые платки, занавеси, сервировочные салфетки, дорожки, белье.

Двурядная салфетка «Десерт»

(см. фото 29 на вклейке)

Центр салфетки:

К: [6 п’ 4 п’ 4 п’ 6].

1 – к: [5 п’ 2 п 2 п’ 2].

2 – к: [5 п’ 2 п 2 п 3 п’ 3 п 2 п2

3 – к: [2 п’ 2 п 2 п’ 5].

4, 7 – к: [5 п 3 п 3 п 5].

5 – к: [5 п 3 п 3 п 3 п 3 п 5].

6 – д: [5 п 3 п 3 п 3 п 5].

2.1 – к: [7 п 5 п 5 п 7].

2.3, 2.4, 2.5 – к: [7 п 3 п 2 п’ 2п’

2.2 – д: [3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3].

На первый взгляд кажется, что салфетка «Десерт» состоит из множества рядов, но на самом деле она всего лишь двурядная. Просто средний (первый) ряд очень широкий и сложный. Он состоит из чередующихся незамкнутых круглых мотивов, соединенных дугами с трилистниками.

Середина салфетки – это замкнутый элемент – восьмилистник, к которому через соединительные пико крепятся вершины трилистников первого ряда.

Фиксирует салфетку и придает ей законченный вид нарядная канва из ряда дуг и колец. Эта канва и составляет второй ряд салфетки.

Салфетка из мотивов «Лужайка»

(см. фото 30 на вклейке)

Центр салфетки:

1.1 – к: (6 п 3 п 3 п 6).

1.2 – д: (5 п 5 п 5 п 5).

Канва центра салфетки:

2.2 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4).

3.3 – к: (5 п 5 п 5 п 5).

Круглый мотив:

4.1 – к: (6 п 3 п 3 п 6).

4.2 – д: (5 п 5 п 5 п 5).

Овальный мотив:

Пико «Жозефина»

5.1, 5.5 – к: (5 п 5 п 5 п 5).

5.3 – к: (5 п 5 п 5).

5.2, 5.4 – д: (5 п 5 п 5 п 5).

5.7 – д: (5 п 5 п 5 п 5 п 5 п 5).

Эта салфетка состоит из четырех видов замкнутых элементов (двух круглых, одного овального и одного трилистника), а также канвы, которая украшает центральный замкнутый мотив. Салфетка интересна тем, что крупные элементы – овальные мотивы и середина салфетки – можно связать самостоятельными фрагментами, а затем, в ходе вязания, просто собрать их, соединяя между собой более мелкими элементами – круглыми мотивами и трилистниками.

Салфетка шестирядная «Цепочки»

(см. фото 31 на вклейке)

1.1 – к: (3 п’ 3 п 3 п’ 3).

1.2 – д: (1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1

2.4 – д: (5 п 3 п’ 3 п 5).

Четвертый ряд:

Центр шестирядной салфетки «Цепочки» – это замкнутый мотив из восьми колец и дуг с канвой, которые составляют первые два ряда салфетки. Третий и четвертый ряды словно отражают друг друга, образуя фактурную, очень графичную прошву, которая по своему рисунку напоминает цепочку. Этой стилизованной цепочкой оформляют центр салфетки. Пятый и шестой ряды салфетки вяжутся более крупными, по сравнению с третьим и четвертым рядами, но при этом полностью копируют их рисунок.

Салфетка семирядная «Фельтон»

(см. фото 32 на вклейке)

Центр салфетки:

К: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3

1.1 – к: (2 п 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п 2) – перевернуть работу.

1.2 – д (2 п 2 п 2 п 2 п 2) – перевернуть работу.

2.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.

2.2 – д: (3 п 3) – перевернуть работу.

2.3 – к: (3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу.

3.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.

3.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу.

Четвертый ряд:

4.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.

4.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу. Пятый ряд:

5.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.

5.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу. Шестой ряд:

6.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.

6.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу. Седьмой ряд:

7.1 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3) – перевернуть работу.

7.2 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 3) – перевернуть работу.

Эта изящная салфетка со множеством декоративных пико очень проста в изготовлении. Она состоит из семи рядов, которые расходятся от центрального кольца. Ряды с третьего по седьмой практически копируют друг друга (неизменным остается размер колец, и лишь увеличиваются по длине дуги).

Нити с обоих челноков расходуются равномерно, поэтому главное в работе – не забывать поворачивать вязание после выполнения каждого кольца или дуги, для того чтобы нити не подменяли друг друга и чрезмерно не перетирались.

Важно четко следовать раппорту дуг, так как именно они обеспечивают «рост» салфетки в диаметре.

Салфетка трехрядная «Бублик»

(см. фото 33 на вклейке)

Очень эффектная салфетка, состоящая из прошивок трех видов и ряда многолистников.

Несмотря на то что салфетка выполняется одним челноком, работа эта сложная. Здесь очень важно строго выдерживать одинаковую длину ножки. Именно это обеспечивает аккуратный и привлекательный вид салфетки.

Середина салфетки:

1 – к: (4 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 4).

1.2 – к: (3 п’ 2 п 1 п 1 п 2 п’ 3).

1.3 – к: (3 п 1 п 3).

Второй ряд (шестилистник):

2.1 – к: (3 п 2 п 2 п 2 п 3).

Урок 6. Техника плетения фриволите. Сцепка элементов кружева друг с другом.

3.1 – к: (3 п’ 3 п 3 п’ 3).

3.2 – к: (5 п’ 5 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2

3.3 – к: (3 п 3 п’ 3 п 3).

Кружево с тканью

Характер кружев фриволите напоминает вышивку ришелье. Поэтому отдельно сплетенное кружево может быть вшито в скатерть, постельное белье, нашито на нижнее белье, одежду. Очень красивы полотенца (рушники), сервировочные салфетки и дорожки с фриволите. Для их отделки используются прошвы, аграмант, отдельные мотивы. Самая популярная форма кружева для ткани – это кружево углом. Его плетут как однорядным, так и многорядным, одним или двумя челноками. Эту форму кружева используют для отделки углов салфеток, манжет, воротников и так далее.

Тканые изделия можно украшать кружевами фриволите, выполненными как одним, так и двумя челноками. Прошвы, аграмант и мотивы могут быть многорядными, с большим количеством декоративных элементов или строгими, геометричными по характеру рисунка. Все зависит от назначения изделия и общего оформления интерьера, для которого кружево изготавливается.

Перед тем как приступить к вязанию кружевного украшения для тканевого изделия, нужно очень внимательно подойти к выбору самой ткани. С кружевами фриволите хорошо смотрится очень плотная ткань. Рыхлую, сыпучую и фактурную ткань сложнее обрабатывать. Края такой ткани не только недостаточно прошить швом зигзаг, но часто и обработки оверлоком тоже мало – края лохматятся, из-под ниток обработки видны неаккуратные ворсинки; кружево на такой ткани смотрится неряшливо.

Еще один критерий для выбора ткани – расцветка. С маленькими колечками и изящными дугами узорная ткань не смотрится. Назначение кружев фриволите – украсить тканое изделие, поэтому для работы стоит выбирать ткань безо всякого рисунка.

Край ткани для кружев можно обработать по-разному. В зависимости от вида обработки края ткани различаются и способы соединения кружева фриволите с изделием.

Первый способ применяется для обработки очень тонких тканей: край изделия обрабатывают швом в подгиб с закрытым срезом. В этом случае кружево можно пришить иголкой к краю потайным швом. Нитка, которой пришивается кружево, должна быть тоньше самого кружева и соответствовать ей по тону. Нитка будет выходить из края шва только затем, чтобы зацепить кружево за пико или за ножку, а в основном будет спрятана в шве.

Второй способ обработки края подходит для плотных тканых несыпучих материалов: край изделия обрабатывают на машинке оверлок или машинным швом зигзаг. Также можно обвязать край ткани вязальным крючком столбиками без накида. В этих случаях очень удобно соединять кружево с изделием по ходу плетения, осуществляя сцепку под нитку шва оверлока, зигзага или под воздушную петлю обвязки крючком.

Третий способ обработки края подходит для нетканых материалов или изделий из тканых материалов, которые несут только декоративную (сувенирные салфетки, дорожки, предметы интерьера, поделки), а не функциональную нагрузку (столовое белье, полотенца): готовое кружево накладывают на салфетку с лицевой стороны, хорошо приметывают и по краю обрабатывают на машинке зигзагом. Затем изделие поворачивают на изнаночную сторону и ножницами (желательно маникюрными, с загнутыми краями) аккуратно обрезают лишнюю ткань. Так можно обрабатывать любые вставки любой конфигурации. Только в этом случае сплетенный элемент накладывают на изделие в нужном месте, пришивают по лицевой стороне, а на изнаночной стороне осторожно вырезают материал, находящийся в контуре кружева.

Кружево углом с тканью

Для плетения кружева углом можно использовать любой рисунок плоского мерного кружева, вводя дополнительные элементы (дуги и кольца) в местах перехода с одной стороны угла на другую, но не нарушая при этом композиции рисунка.

Оплетка «Почти меандр»

(см. фото 34 на вклейке)

1 – к: (3 п 3 п 2 п’ 3 п 3 п 3).

1 – д: (5 п 3 п 3 п 3 п 3 п 5).

Нити от двух челноков свяжите геракловым узлом. Плетение начинайте с кольца. Кольцо свяжите по раппорту, но соединительное пико сделайте по размеру такое же, как и декоративное. Кольцо стяните, поверните на указательном пальце вниз по часовой стрелке, а затем на себя – получится излом на вязании.

Сплетите дугу по раппорту и соедините ее с кольцом в месте излома. Для этого подтяните дугу, введите крючок в соединительное пико кольца, вытяните на себя петлю из ведущей нити (из ведущей нити сплетено кольцо) и в эту петлю введите челнок с ведущей же нитью. Подтяните сцепку вплотную к пико и затяните ее.

Расправьте работу и продолжайте плетение, чередуя кольца и дуги.

Оплетка «Хлебная корзинка»

(см. фото 35 на вклейке)

1, 7 – к: (5 п’ 4 п 4 п 4 п 4 п’ 5).

2, 6, 8, 12 – д: (5 п’ 5).

3 – к: (5 п 4 п’ 4 п 5 п’ 5 п 4 п 5).

4 – д: (5 п’ 4 п 4 п 4 п 4).

5 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п’ 5).

9 – к: (4 п 4 п 4 п’ 4 п 4 п 4).

10 – д: (5 п’ 4 п 4 п 4 п 4).

11 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п’ 5).

Самым трудным элементом в этой работе является угловой фестон, состоящий из кольца и сложной дуги. Здесь важно строго следовать раппорту и не допускать ошибок в работе, иначе дефекты будут слишком заметны.

и мотивы с тканью

(см. фото 36 на вклейке)

Такая дорожка для обеденного стола является и примером многомерного кружева, и образцом крупного изделия, выполненного из отдельных замкнутых мотивов.

При своих внушительных размерах дорожка не слишком трудоемка. Для ее изготовления можно воспользоваться приемом, который применяется при вязании больших изделий из повторяющихся замкнутых мотивов: сначала сплести половину замкнутых мотивов от общего числа запланированных в этом изделии, а затем, вывязывая остальные мотивы, присоединять к ним готовые. Это значительно сэкономит время работы.

1 – к: (5 п’ 5 п 5 п’ 5 п 5 п’ 3).

1 – д: (5 п 5 п 5 п’ 5 п 5 п 5).

Полотенца с кружевными краями – рушники – характерный атрибут русского дома, часть славянской культуры. Такие полотенца нужно шить изо льна и обвязывать хлопчатобумажными нитками. Лучше выбрать нити потолще – это могут быть «мак» или «сирень». Кружево из таких нитей получается более объемным – крупные кольца и дуги выглядят более рельефно.

В таком кружеве декоративные пико можно делать чуть меньшего размера, для того чтобы отвести главную декоративную роль основным элементам. Фактура кружева, выполненного из толстых ниток, гармонирует с натуральным материалом полотенца.

1.1, 1.9 – к: (7 п’ 3 п’ 3 п’ 7).

1.3, 1.5, 1.7 – к: (5 п’ 3 п’ 3 п’ 5).

1.2, 1.4, 1.6, 1.8 – д: (3 п’ 3п’ 3).

2.1, 2.5 – д: (3 п 3 п’).

2.2, 2.4 – к: (5 п’ 3 п’ 5).

2.3 – д: (5 п 3 п 3 п 5).

3 – д/к: (7 п 3 п 5 (5 п 2 п 2 п 2 п 2 п 5) 5 п 3 п 7).

Уход за готовыми изделиями

Бережное обращение с кружевами и правильный уход за ними – это гарантия того, что они не потеряют привлекательность. Жизнь любимой одежды, украшенной кружевами, милых домашних пустячков – салфеточек, изящных носовых платочков с кружевной каймой, кружевного столового белья, – может быть очень долгой – плетеные изделия сохраняются на протяжении многих лет и передаются в семьях из поколения в поколение – от одной кружевницы к другой, вдохновляя молодых мастериц, рассказывая в кружевных завитках историю моды.

Уход за готовым кружевом фриволите в основном включает стирку, глажение и подкрахмаливание изделий.

Кружево фриволите, как и любое другое кружево, не любит механического трения, поэтому при стирке следует исключить любые приспособления, связанные с процессом трения, выкручивания, – щетки, губки. Кружева нужно стирать вручную или, за редким исключением (очень крупные изделия, такие как скатерти или комбинированные изделия, одежда с аппликацией из кружев), в стиральной машине при температуре 30–40 °C с помощью мягких моющих средств. Изделие, каким бы крупным оно ни было, категорически нельзя выжимать в центрифуге.

Если изделие не очень загрязнено, то сначала его нужно замочить на 1,5–2 часа в холодной воде, а затем погрузить в горячую воду с растворенным в ней детским мылом (можно натереть мыло на мелкой терке). Стирать кружево нужно аккуратными полощущими движениями.

Если белое кружево не отстиралось, то его необходимо прокипятить. Кружево без крупных элементов можно просто кипятить в кастрюле (отдельно от другого белья). Если же кружево включает большие элементы, которые могут изменить форму, то его перед кипячением обертывают вокруг бутылки, банки или кастрюльки, замотав поверх марлей и нитками. Кипятят загрязненное кружево в растворе детского мыла в кастрюле большого диаметра около 1 часа.

После стирки и кипячения кружево нужно хорошо выполоскать.

Кружево фриволите, как и любое другое кружево, категорически нельзя тереть, выжимать и выкручивать. Отжимают кружевные изделия, похлопывая по ним. Затем кружева фриволите раскладывают на гладильной доске, булавкой расправляют все декоративные пико и дают просохнуть в таком виде, корректируя положение изделия.

Сейчас на рынке появилось много новых моющих средств, формулы которых специально разработаны для ухода за изделиями из шелка, кружева и тонких тканей. Среди широкого ассортимента этой продукции можно отыскать специальные средства для стирки кружев; часто они в своем составе содержат такой компонент, как жидкий шелк, который ухаживает за нитями кружев.

Подкрахмаливать можно как белое, так и цветное кружево.

Кружево фриволите лучше всего крахмалить аэрозолем. Но можно также использовать простой крахмал. Две чайные ложки картофельного крахмала разводят в трех столовых ложках воды. Затем в стакан кипящей воды выливают растворенный крахмал, доводят до кипения, помешивая, и остужают. Этот крахмальный отвар прозрачный, им можно подкрахмаливать цветное кружево.

Если кружево белое, то в теплый приготовленный крахмальный отвар вливают еще порцию растворенного в воде крахмала. В результате получается матовая смесь, которая придает круже– ву белизну. Изделие помещают в эту смесь на 1–2 минуты, а потом сушат, расправляя пико и корректируя положение изделия. Крахмалить кружево фриволите можно также яичным белком: к чайной ложке взбитого в пену белка добавляют пять чайных ложек воды. Тампоном равномерно наносят эту смесь на кружево и оставляют сохнуть в течение двух часов.

Гладить кружево фриволите нужно с увлажнителем при температуре не выше 150 °C, установив терморегулятор утюга на положение «шелк». Горячий утюг может деформировать кружево, и оно потеряет упругость и естественность. Прежде чем гладить кружево, его расправляют и кладут на белую ткань. Гладят изделие через чистую сухую марлю.

Если белыми кружевными воротниками или парадными столовыми салфетками долго не пользуются, то их лучше хранить в темном шкафу.

Чтобы кружево не пожелтело, его кладут в непрозрачный пакет синего цвета. Синий цвет не пропускает ультрафиолетовые лучи, которые быстро старят натуральные хлопковые и льняные нитки.

Фриволите само по себе является креативным видом рукоделия. Так как предоставляет широкие возможности для самостоятельного творчества.

Кружева фриволите оригинальны и очень декоративны. Но помимо этого, главные отличительные особенности этого вида кружев – простота исполнения и практически неограниченные возможности в использовании готовых изделий. Освоив всего один (!) узел, мастерица может творить невиданные чудеса. Опыт, накопленный поколениями мастеров плетения фриволите, а также новые тенденции в моде и в искусстве оформления интерьера показывают, что кружева фриволите могут применяться в совершенно различных областях украшения одежды и дизайна дома. Причем можно не только выполнять самостоятельные изделия в технике фриволите, но и украшать вещи вставками кружев и аппликациями из готовых мотивов и мерного кружева.

Вот далеко не полный список креативного использования фриволите: одежда (воротники, жабо, галстуки, перчатки, манжеты, шарфы, шляпки, белье), занавески, салфетки, дорожки, ширмы, сумочки для театральных биноклей, рюкзачки, кошельки, кисеты, подушки-думочки, зонтики, одежда для кукол, футляры для очков, сумочки для мобильных телефонов, пеналы, несессеры, декоративные коробки для хранения мелких вещей, закладки в книги, религиозные символы (рождественские ангелочки, пасхальные яйца), украшения на новогоднюю елку, поздравительные открытки, чехольчики для яиц всмятку, грелки для чайника, кухонные прихватки, серьги, броши, заколки, ожерелья, браслеты, повязки и обручи на волосы, рамки для фотографий, корзиночки для конфет, мобили (подвижные декоративные конструкции).

Необыкновенно расширяют креативные возможности фриволите длинные пико. Для выполнения длинных пико применяют шаблончик. Это длинная тонкая пластинка, которую можно вырезать из подручных материалов – очень плотного картона, плоского пластика, может сгодиться и неширокая школьная линейка и т. д. Ширина шаблончика – от 0,5 до 1,5 см. Она зависит от планируемой высоты пико.

Техника плетения длинных пико следующая. На пальцы левой руки накиньте нить и начинайте плетение кольца. После того как сплетено несколько узлов фриволите, на указательном пальце левой руки расположите шаблончик, придерживая его большим пальцем. Прежде чем завязать узел, сделайте на шаблончик накид рабочей нитью, после этого провяжите прямой узел и закрепите обратным.

Фестон с пико «Заячьи ушки»

1 – д: (10 п 10 п 10 п 10).

3 – д: (5 (12 длинных пико) 5).

Большое количество длинных пико, расположенных вместе, может образовывать интересный узор.

Для того чтобы в фестоне сохранился узор дорожки, который образуют длинные пико, их надо скрепить, обвязав все длинные пико крючком столбиком без накида. При этом первые и последние пико соседних дуг провязывают вместе.

Фестон с пико «Колыбельки»

(см. фото 37 на вклейке)

1 – к: (12 длинных пико).

2 – к: (5 п’ 3 п’ 3 п’ 5).

3 – д: (3 п 2 п 2 п 3).

Длинные пико, далеко отходящие друг от друга, можно использовать для связки и оформления отдельных мотивов. Но для того чтобы длинные нити пико смотрелись декоративно, при выполнении сцепки с кольцами 2 нужно крючком закрутить пико.

Образцы креативного фриволите

Мы предлагаем вам несколько образцов, выполненных в технике фриволите. Эти изделия являются примером креативного фриволите. Мы указываем подробные раппорты работ, которые можно хорошо рассмотреть на фотографиях, но схемы не приводим.

Дело в том, что в креативном фриволите понятие схемы очень условно. Работа ведется творчески, выстраиваясь в соответствии с фантазией мастера.

Выполняя те или иные образцы, можно вводить в работу свои технические идеи – заменять целые элементы (мотивы, фестоны) или просто менять число узлов фриволите, уменьшать или увеличивать количество декоративных пико, изменять схему соединения элементов. В результате на основе приведенных образцов можно создавать свои авторские кружевные модели.

Колокольчик

Центральное кольцо:

А – к: (1 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 1).

1 – к: (2 п’ 2 п’ 2 п’ 2).

Всего в первом ряду семь колец.

2 – к: (2 п 2 п 2 п 2).

3 – к: (3 п 2 п 2 п 3).

Всего в третьем ряду четырнадцать колец.

Раппорт четвертого ряда полностью соответствует раппорту третьего ряда.

5 – к: (3 п 3 п 2 п 2 п 3 п 3).

Всего в пятом ряду четырнадцать колец.

«Фиолетовый ангел»

(см. фото 38 на вклейке)

Средняя часть плетения фигурки ангела

Головка ангела без кудряшек:

1.1 – д: (6 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 6).

1.3, 1.5, 1.7, 1.9, 1.11, 1.13 – к: (2 п’ 2).

1.4, 1.12 – д: (3 п’ 3).

1.4, 1.10 – д: (4 п’ 4).

Внешняя часть плетения фигурки Кудряшки ангела:

2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 – д: (2).

2.10, 2.26 – д: (5 п’ 5 п’ 5 п’ 5).

1.11, 1.25 – д/к: (8 (4 п’ 4) 10 (4 п’ 4) 6 (3 п’ 3) 4).

1.13, 1.23 – к: (4 п’ 4).

1.15, 1.21 – к: (5 п’ 5).

1.17, 1.19 – к: (7 п’ 7).

1.18 – д: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

1 – к: (3 п’ 3 п’ 3 п’).

2, 4, 5, 6 – д: (3 п’ 2 п 1 п’ 1 п 2 п’ 3).

3, 7 – к: (3 п’ 2 п 1 п 1 п 2 п’ 3).

«Ангел Рождества»

Голова и нимб:

Д: (4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4).

Крылышки и туловище:

1, 2, 10, 11 – к (4 п’ 4).

1, 17 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4).

3, 4, 5, 6, 9, 12, 13, 14 – к: (4 п’ 4).

2, 16 – д: (4 п 4 п 4 п 4 п 4 п 4).

3, 15 – д: (4 п 4 п 4 п 4).

4, 5, 13, 14 – д: (12).

Крылышки с туловищем представляют собой сложно изогнутый замкнутый мотив. Его плетение начинают с вязания двулистника – «плечика» ангела.

(см. фото 39 на вклейке)

Шестилистник:

1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 – к: (4 п’ 3 п 1 п 2 п’ 2 п 1 п 3 п’ 4).

Канва снежинки:

2.1, 2.2, 2.3 – к: (3 п 3 п 2 п 1 п 1 п 2 п 3 п 3).

Шестилистник:

1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 – к: (3 п’ 2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2 п’ 3).

Верхний ряд:

1, 2 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2 п’ 3 п’ 3).

Урок 3. Техника плетения фриволите. Плетение кольца.

3 – к: (3 п’ 3 п’ 2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).

4 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п’ 2).

Урок 12. Плетем комбинированное кольцо

5 – к: (3 п’ 2 п 1 п 1 п’ 1 п 1 п 2 п’ 3).

6 – к: (2 п’ 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).

«С днем рождения» (см. фото 41 на вклейке)

1 – к: (1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1).

3 – к: (5 п’ 3 п 2 п 2 п 3 п’ 5).

«Поздравляем!»

1.1 к – и все кольца внутри мотива: (5 п 5 п’ 4 п’ 5 п 5).

1.2, 1.5 – д: (6 п’ 6 п’ 6 п’ 6).

Урок 2. Техника плетения фриволите. Пико.

1.3, 1.6 – д: (7 п’ 8 п’ 8).

1.4, 1.7 – д: (8 п’ 8 п’ 7).

1.8 – к: (4 п’ 9 п 9 п’ 4).

1.10 – к: (8 п’ 6 п’ 2).

1.11 – к: (2 п’ 8 п’ 8 п’ 2).

1.12 – к: (2 п’ 6 п’ 8).

1, 3 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

1 – д/к: (10 (2 п 2 п 2 п 2 п’ 2 п 2 п 2 п 2) 10).

2 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1). 2 – д: (12 п’ 12).

1, 2, 3 – к: (1 п 1 п 1 п 1).

1 – д: (16 (2 – к) 26 (3– к) 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1

п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).

1 – к: (2 п 1 п 1 п 2).

1 – д: (5 (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1) 15 (1 п 1

п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1) 6).

2 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).

1, 2, 3 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).

1 – д: (4 п 1 п 1 п 6 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п (2– к) 17).

1 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).

1 – д: (1 п (всего 25 пико) 1).

2 – к: (1 п 1 п 1 п 1).

1 – к: (3 п 1 п 1 п 3).

1 д/к: (5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 (1 п 2 п 1) 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5).

1, 3 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1).

1, 2 – д: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).

2, 4 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

Мотив «Ракушка» челноком + ЭКСПЕРИМЕНТ с закреплением кончика нити.

А – к: (3 п’ 2 п’ 1 п 1 п 1 п 1 п’ 2 п’ 3).

Б – к: (2 п’ 3 п 3 п’ 2).

1 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п).

Видео 12. Соединение замкнутого мотива (обратная сцепка) / Connection closed motif

1 – д/к: (8 п 1 п 1 п 5 п 6 п 1 п 1 п 7 (1 п 1 п 1 п 1) 6 п 1 п 1 п 5 п 5 п 1 п 1 п 5).

3 – д: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

1 – к: (2 п 1 п 1 п 2).

1 – д/к: (4 п 1 п 1 14 п 1 п 1 п 24 (3 п 3)).

3 – д: (4 (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2) 4).

4 – д: (4 п 1 п 1 п 1 п 1 п 3 п 1 п 1 п 1 п 1 п 8).

3 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).

1 – д/к: ((3 п 1 п 1 п 3) 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п’ 5 п

1 п 1 п 1 п 1 п 5 (3 п 1 п 1 п 1 п 3)).

2 – д/к: ((3 п 1 п 1 п 3) 17 п’ 9 п 1 п 1 п 12 (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2)).

1 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

1 – д/к: (24 (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2) 24).

2 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).

Фриволите с Ириной Малых. Урок 3. Плетем дугу и кольцо фриволите

1 – д/к: ((2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2) 6 п 1 п 1 п 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 4 п’ 5 (1 п 1 п 1 п 1)).

2 – д: (5 п’ 5 п’ 5 п 5 п 10).

3 – д/к: ((5) 2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 п 4 п 1 п 1 п 6 (2 п 2 п 2 п 2)).

1, 2 – д/к: ((3 п 2 п 2 п 3) 5 п 1 п 1 п 1 п 1 п 7 п’ 3 п’ 7 п 1 п 1 п 1 п 1 п 5 (3 п 3 п 3 п 3)). Двулистник: А, Б – к: (3 п 3 п’ 3 п’ 3 п 3).

1 – д: (6 п 1 п 1 п 1 п 1 п 6 п 2 п (всего 12 пико с интервалом в 2 узла) 14 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2 п

1 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

1, 4 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

1, 3 – д: (10 п 2 п 2 п 2 п 2 п 4).

2, 3 – к: (4 п 1 п 1 п 4).

2 – д: (3 п 1 п 1 п 1 п 1 п 3).

1 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 2).

Урок 13. Как выполнять соединение замкнутых мотивов? (второй способ)

2 – к: (1 п 1 п 1 п 1).

2 – д: (2 п (всего 20 пико с интервалом в 2 узла)).

1, 2 – к: (1 п 1 п 1 п 1).

1 – д: (3 п 3 п 3 п 3 п 3 п 2 п (всего 13 пико с интервалом в 2 узла)).

1 – к: (3 п 1 п 1 п 1 п 3).

2, 3 – к: (3 п 1 п 1 п 3).

1 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).

2 – к: (2 п 1 п 1 п 2).

3 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

1, 2 – к: (2 п (всего 14 пико с интервалом в 2 узла)).

3 – к: (2 п 1 п 1 п 2).

4 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 2).

1, 3 – к: (3 п 1 п 1 п 3).

1, 2 – д: (12 п 2 п 20).

2, 4 – к: (2 п 1 п 1 п 1 п 1 п 2).

1 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1).

4 – д: (2 п (всего 25 пико с интервалом в 2 узла)).

1 – д/к: ((3) 1 п (всего 15 пико с интервалом в 1 узел) 3)

2 – д/к: (3 п’ 25 (3 п 1 п 1 п 1 п 1 п 3)).

2 – к: (1 п 1 п 1 п 1).

2 – д: (2 п (всего 20 пико с интервалом в 2 узла)).

1, 3 – к: (2 п 1 п 1 п 3).

1 – д/к: (50 (1 п 1) 50).

1 – д/к: ((2 п 1 п 1 п 2) 15 п’ 10 п 3 п (всего 10 пико с интервалом в 3 узла)).

1 – к: (2 п 1 п 1 п 2).

1 – д/к: (25 (2 п 2 п 2 п 2) 25).

2 – к: (2 п 2 п 2 п 2).

Фриволите для начинающих. Урок 5 — соединение замкнутого мотива

1 – к: (2 п 1 п 1 п 2).

2 – к: (2 п 2 п 2 п 2 п 2 п 1).

3 – к: (3 п 2 п (всего 8 пико с интервалом в 2 узла) 12 п 2 п 2 п 2 п 2 п 15 п 2 п 2 п 2 п 15).

1 – к: (1 п 1 п 1 п 1).

1 – д: (3 п (всего 15 пико с интервалом в 3 узла)).

2, 3 – к: (2 п 1 п 1 п 2).

К: (6 п 1 п 1 п’ 6 п 6 п 1 п 1 п 6).

1, 2 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).

3, 4 – к: (1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1 п 1).

Королевские лилии (см. фото 43 на вклейке)

Обе д/к стебельков: (20 (5 п 5 п 5 п 5 п 5 п 5) 20).

К: (10 п’ 5 п 5 п’ 10).

Д: (20 п 5 п 5 п 5 п 5 п’ 5 п 5 п 5 п 5 п 5 п 5 п’ 5 п 5 п 5 п 5 п 5).

(см. фото 45 на вклейке)

Плетение начинается с одного из усиков.

2, 5 – к: (6 п’ 8 п 8 п’ 3 п 3 п’ 8 п 8 п’ 6).

3, 4 – к: (6 п’ 8 п 5 п’ 5 п 8 п’ 6).

6, – д: (6 п’ 5 п 5 п 5 п 5).

7, 9, 12, 15, 18, 20 – к: (6 п’ 6).

8, 19 – д: (7 п 6 п 6 п 7).

10, 11, 13, 14, 16, 17 – д: (5 п 5 п 5 п 5).

21 – д: (6 п 5 п 5 п 5 п’ 5).

Четырехлистник:

2, 4 – к: (4 п’ 4 п’ 4).

3 – к: (4 п’ 4 п 2 п 2 п 2 п 2 п 4 п’ 4).

Середина мотива:

К: (1 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 2 п’ 1).

1 – к: (5 п’ 4 п 4 п’ 5).

2 – к: (5п’ 3 п 3 п’ 5).

1.1 – к: (1 п’ 1 п’1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1 п’ 1).

2.1 – к: (4 п’ 4 п 1 п 1 п 4 п’ 4).

1.2 – к: (4 п’ 4 п 2 п 2 п 4 п’ 4).

1, 5 – к: (4 п’ 4 п’ 4).

сцепка замкнутого мотива

6 – к: (4 п’ 4 п 1 п 1 п 4 п’ 4).

1.1 – к: (8 п’ 4 п’ 4 п’4 п’ 8).

2.1 – к: (4 п’ 4 п’4 п’ 4).

Техника макраме:

1–3 – гарнитур «Осень»: колье, браслет, брелок;

4–5 – гарнитур «Смородина»: браслет, серьги; 6 – пояс «Лотос»

7 – сувенир «Змейка»; 8 – брелок-амулет; 9 – игрушка «Гусеница»; 10 – сувенир «Черепашка»; 11 – игрушка-марионетка

12 – маленькое панно; 13 – декоративное панно с цветами; 14 – композиция для зеркала; 15 – подставка; 16 – шторка-паутинка

Урок 12. Как соединять замкнутые мотивы? (I-й способ).

17–19 – кашпо: с деревянными шариками, с желудями, двухъярусное

Техника фриволите:

20 – салфетка «Дружба квадратов»; 21 – детский воротник «Тося»; 22 – салфетка «Все вертится»; 23 – салфетка «Маргаритковая поляна»; 24 – салфетка «Берлинский воздух»

25 – салфетка «Павлиний хвост»; 26 – салфетка «Из-под выподверта»; 27 – салфетка «Звезда»; 28 – воротник «Карл XII»; 29 – салфетка «Десерт»; 30 – салфетка «Лужайка»

31 – салфетка «Цепочки»; 32 – салфетка «Фельтон»; 33 – салфетка «Бублик»; 34 – оплетка «Почти меандр»; 35 – оплетка «Хлебная корзинка»; 36 – дорожка на стол; 37 – фестон «Колыбельки»; 38 – «Фиолетовый ангел»; 39 – снежинка 40 – буквы; 41 – рамка «С днем рождения»; 42 – ландыш; 43 – королевские лилии; 44 – шапочка; 45 – бабочки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки-рукоделие.ру - архив бесплатных видео мастер-классов