Мастер-класс Поднос Родительский. Роспись вместе с детьми.

Поднос «Родительский». Роспись вместе с детьми.

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — думаем мы с мужем каждый раз, когда наши маленькие дочки говорят что-то умилительное, забавное. и хочется записать, как-то увековечить эти детские фразы, которые всегда вызывают улыбку. Кажется мне удалось придумать кое-что такое, что заставит нас с мужем улыбаться каждое утро, долгие годы. Мы распишем поднос. Да не просто, а вместе с детьми!

Грунтуем деревянную заготовку (у меня грунт фирмы «Сонет» ) и оставляем сушиться.

Для подноса с такой светлой миссией)) я выбрала соответствующие тона — сине-желто-зеленые. Для начала покрываем голубой краской края подноса. На палитре синий и белый титановый. Мы их не смешиваем до конца, набираем на кисть то голубой, то белый, то только синий. Получается неоднородный фон, видны широкие мазки кистью — на мой взгляд достаточно «по-детски» и одновременно художественно, ярко. Мы это делали со старшей дочкой.

Для центральной части нам нужен был фон тоже неоднородный, пёстрый, но с более плавным переходом цветов. Так называемый «сложный фон», который на деле оказывается очень даже простым — буквально — справится ребенок)). Удобнее всего было достичь этого с помощью губки. На палитре несколько оттенков зеленого, синий и титановый белый. Их мы тоже не смешиваем сразу — макаем губку одновременно в несколько «лужиц» и смешиваются эти цвета уже на подносе. Получается вот такой пёстрый радостный фон.

Основа Жостовского мазка или как наносить мазки в росписи?

заполняем серединку, подрисовываем края кисточкой в углублениях. Внешние (голубые) края подноса к этому времени уже успевают слегка подсохнуть и самое время пройтись по ним наждачкой. Слегка.

Получившийся фон нам нужно покрыть лаком и хорошенько просушить. А теперь самое интересное. Вам потребуются дети))) и достаточное количество терпения)) у нас это было в форме игры. Простите, не до фотоаппарата было, но я на словах все подробно распишу. В ванной комнате на стульчике стоит поднос. В раковину льётся вода. Это важные мелочи)) Детскую ладошку красим акриловой краской, отпечатываем след и сразу же смываем и вытираем. И так несколько раз. Разными цветами. Вот такая красота получается.

потом вооружаемся ненужной зубной щеткой, краску немного разводим водой (я использовала белый, желтый и синий цвета), макаем туда щетку и делаем набрызги. А теперь делаем надписи. Для этого нам понадобятся тонюсенькие кисти (у меня из колонка и белочки, №1). Я вспомнила самые забавные фразы наших девочек, а в уголке подноса написала «доброе утро» — думаю, поднос мы будем видеть именно по утрам, когда пьём кофе в постели.

чтобы надписи смотрелись живописнее, мы их тоже забрызгаем.

боковые рельефные края подноса я подчеркнула белым акрилом, почти сухой флейцевой кистью. Вот, собственно, и всё! Осталось все просушить и покрыть лаком для саун — так наш поднос не пострадает от горячих чашек. И однажды утром я проснусь от детского смеха, и муж принесет мне в постель вот такой кофе с зарядом позитива

А вам желаю побольше моментов в жизни, которые невыносимо хочется запечатлеть. Спасибо за внимание!

Поднос для романтического завтрака :)

Мастер-класс по аппликации «Жостовские подносы»

Елена Владимировна Полагутина
Мастер-класс по аппликации «Жостовские подносы»

Мастер-класс по аппликации «Жостовские подносы»

в рамках международного бакалавриата

Роспись подноса

по трансдисциплинарной теме: «Кто мы. Культура»

Добрый день или вечер, уважаемые коллеги!

На этот раз хочу представить вашему вниманию мастер-класс по аппликации по теме «Жостовские подносы».

Обычно жостовские подносы на занятиях с детьми рисуют или выполняют в технике пластилинографии. Я решила сделать с детьми аппликацию по мотивам жостовской росписи.

Цель: Познакомить детей с характерными особенностями жостовской росписи, учить создавать узор из цветной бумаги по ее мотивам.

Формировать умение правильно и ритмично располагать узор.

Воспитывать бережное отношение к русской культуре на основе народных промыслов.

Роспись ежедневника, роспись по коже акриловыми красками мастер класс

картон черного и коричневого цвета, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, салфетки, гуашь, кисточка, баночка с водой.

Жостовские подносы, картинки с жостовскими подносами.

Ход работы:

1. Нам понадобится черный и коричневый картон, ножницы, клей, салфетки.

2. На обратной стороне картоне делаем контур формы подносов.

3. Вырезаем по шаблону и получаем вот такие замечательные основы для наших подносов.

4. Далее я сделала на основах окантовку разными гуашевыми красками

Именно в таком виде мною были подготовлены основы-подносы для аппликации, которые дети потом выбрали себе по желанию.

5. Далее берем цветную бумагу и рисуем на обратной стороне шаблоны цветов и листочков.

6. Вырезаем по контору и получаем заготовки для оформления наших подносов.

7. Далее постепенно начинаем располагать и приклеивать наши цветочки и листочки на подносе начиная с центра.

8. И вот, наконец, мы получаем наш шедевр!

Можно добавить прожилки на листочках, обвести для яркости некоторые цветы!

А теперь я хочу показать, как прошло наше занятие и какая красота получилась у моих воспитанников.

На занятии по данной теме, мы сначала рассмотрели образцы жостовских подносов, познакомились с историей возникновения этого ремесла, обратили внимание на красоту и характерные особенности данного вида декоративно-прикладного искусства.

Мы поговорили с детьми о том, что мы знаем по данной теме.

Как расписывают Жостовские подносы? Экскурсия по фабрике и музею промысла в Мытищах

Обсудили, что мы еще хотели бы узнать о жостовких подносах и откуда мы могли бы взять информацию.

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет,

И кажется, лето нам шлёт свой привет.

Как нарисовать цветы. Роспись. Мастер-класс от Жостово Арт Студия — Художник Лариса Гончарова

Дети выбрали сами себе понравившуюся основу.

Мастер класс по Жостовской росписи для начинающих, Как нарисовать розу

И работа «закипела»

Сначала вырезали заготовки цветов и листьев,затем расположили их на основе.

Совсем скоро мы получили наши чудесные подносы!

Спасибо за внимание!

«Жостовские подносы». Мои впечатления о посещении Музея подносов Жостовская фабрика декоративной росписи — самая известная в России по производству лаковых художественных подносов. В первой публикации.

Детский мастер-класс по аппликации «Снежинка» Материал для выполнения мастер – класса: бумага цветная, шаблон формы круга, простой карандаш, клеевой карандаш, ножницы, поздравительная.

Конспект НОД в подготовительной группе «Жостовские подносы» Конспект НОД в подготовительной группе. «Жостовские подносы». Програмное содержание: Учить детей составлять узор по мотивам жостовской.

Роспись старого комода, Жостово мастер класс (Часть 1)

Конспект НОД «Жостовские подносы» Конспект НОД в подготовительной группе. «Жостовские подносы». Програмное содержание: Учить детей составлять узор по мотивам жостовской.

Мастер-класс по аппликации «Кораблик» Автор: Котлова Екатерина Алексеевна Назначения мастер класса: Изготовление аппликации «Кораблик» Цель: закреплять умение создавать коллективную.

Мастер-класс аппликации «Гриб» Аппликация (от латинского applicatio — накладывание) — это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных.

Мастер-класс по аппликации «Акула» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Акула». Данную работу мы с ребятами.

Мастер-класс по аппликации «Новогодняя тарелочка» Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, тарелка бумажная одноразовая, простой карандаш, шаблон контура ёлочки, клеевой.

Мастер-класс по аппликации «Одуванчики» Молодой я как цыплёнок, Тот, что вышел из пелёнок. Если я отцвел, дружок, Стал я беленький пушок. Для работы нам понадобится: лист картона.

【4K】Прогулка по фабрике декоративной росписи в деревне Жостово

Мастер-класс по аппликации «Подснежник» Выглянул подснежник В полутьме лесной — Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом.

Мастер-класс «Роспись в технике двойного мазка»
учебно-методический материал по рисованию

Мастер-класс на региональном семинаре

«Современные подходы к вопросам

художественно-эстетического развития дошкольников

в условиях ФГОС»

Скачать:

Вложение Размер
master-klass.docx 388.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35» НМР РТ

Ручная роспись подноса, Классический и традиционный жостовский букет

Мастер-класс на региональном семинаре

«Современные подходы к вопросам

художественно-эстетического развития дошкольников

в условиях ФГОС»

тема «Роспись в технике двойного мазка»

воспитатель по изодеятельности

Как рождается жостовская роспись

первой квалификационой категории

I. Рисование и роспись в технике двойного мазка

Не умеете красиво рисовать? И вы считаете, что художественный талант есть только у избранных художников? Эта статья откроет вам некоторые секреты техники рисования, которая достаточно проста в использовании. Речь пойдет о технике двойного мазка.

Сейчас она больше известна под названием One stroke. В современном мире техника рисунка Двойной мазок ассоциируется у многих с именем американской художницы Донны Дьюберри. Она известна в качестве декоратора ее собственного дома, который украсили рисунки, созданные по этой технике. На самом деле, придумала ее не Донна. Роспись двойным мазком была не чем иным, как давно забытой техникой «махового письма», популяризация которой произошла во второй половине XVIII века благодаря Никите Демидову. В то время рисунки в технике двойного мазка украшали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов создал школу, которая и послужила толчком для развития промысла. Гораздо позднее ее продолжила Донна Дьюберри, сертифицировав более 4 тысяч людей для обучения методике рисования FolkArt One Stroke по всему земному шару.

Чтобы овладеть техникой двойного мазка не обязательно уметь рисовать. Рисование двойным мазком заключается в следующем. Одна половина художественной кисти окунается в один цвет, а вторая половина этой же кисти в другой цвет. Проведя всей плоскостью кисти по поверхности (бумаги, холста или другой основы), вы получите двухцветный мазок с очень нежными оттенками красок. Техника рисунка двойной мазок идеальна для создания картин: натюрморты, пейзажи и др. Роспись в технике Двойного мазка украсит фотографии, шкатулки, вазы, стеклянные тарелки, рамки для фотографий и даже мебель.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ | РИСУНОК | Этапы.Тренировка.Композиция.

Как любое искусство, рисование двойным мазком требует тренировок. Лучше всего начать тренироваться на бумаге. Для этого вам понадобятся:

  1. Набор хороших кистей;
  2. Акриловые краски. Для начала не обязательно покупать много флаконов краски, достаточно два-три цвета и белила, т.е. белую акриловую краску;
  3. Палитра. Она может быть любой формы и модели, внутри обязательно должны быть ячейки для красок, отделенные перегородками друг от друга с крышкой;
  4. Баночка для мытья кистей (акрил смывается обычной водой);
  5. Салфетка или тряпочка для протирания кистей после промывания в воде.

Расписываем жостовский поднос в технике Пластилинография.

Вот несколько советов, которые будут полезны начинающему художнику:

  • Акриловые краски быстро застывают. Если на палитре останутся засохшие краски. Необходимо облить палитру кипятком и оставить в горячей воде на 20 минут. После такой процедуры вы легко снимете пленки застывшей краски ножичком. Кстати, застывший акрил не растворяется в воде, поэтому созданные вами рисунки будут вечными.
  • Не стоит оставлять надолго без воды использованные кисти, их необходимо регулярно промывать. Застывший акрил испортит кисть (все волоски непоправимо склеятся), и ее придется выбросить.
  • Оставлять кисти в баночке с водой надолго не рекомендуется, так как кисть потеряет свою форму, волоски станут растрепанными. Качество рисунка пострадает, да и вообще, такой кистью не очень приятно пользоваться.
  • Акриловые краски хороши тем, что они быстро высыхают. По просохшему рисунку можно вновь писать, нанося поправки любым другим цветом.

Рисование в технике двойного мазка очень популярно. Им интересуются художники-любители, профессионалы, ею с удовольствием овладевают дети и взрослые на разных материках и в разных странах.

II. Техника декора «двойной мазок»

Техника «двойной мазок» прошла через века и переживает сегодня повышенное внимание. Родились такие росписи в старой Европе. В славянских странах развились целые территориальные стили – хохлома, петрикивка, гжель. «Двойной мазок» – это удивительно изящная, очень декоративная техника. Смотрится чрезвычайно эффектно, а делается просто и быстро. Освоить технику «двойного мазка» вы сможете за пару вечеров. И тогда будете украшать все, что попадется под руку. Вам захочется рисовать каждый день.

Покрывать декоративным слоем можно как новые, так и старые вещи. После реставрации мебели вы придадите ей совершенно новый стиль с помощью техники двойного мазка. Отдекорированный предмет, будь-то столик, табуретка, хлебница, поднос, разделочная доска, вешалка и т.д., впишется в самый строгий интерьер. Главное – подобрать подходящую цветовую гамму, например, сдержанные палевые оттенки на черном фоне, или розовые оттенки на золотом, или холодная цветовая гамма на фоне цвета слоновой кости. Такой предмет, расписанный со вкусом, станет изюминкой вашего дома. Один, два, три, несколько предметов в одном ключе, но не больше, иначе дом станет музеем петрикивской росписи. Предмет с декором в технике двойного мазка станет хорошим подарком друзьям и родственникам.

Покрывать декоративным слоем можно как новые, так и старые вещи. После реставрации мебели вы придадите ей совершенно новый стиль с помощью техники двойного мазка. Отдекорированный предмет, будь-то столик, табуретка, хлебница, поднос, разделочная доска, вешалка и т.д., впишется в самый строгий интерьер. Главное – подобрать подходящую цветовую гамму, например, сдержанные палевые оттенки на черном фоне, или розовые оттенки на золотом, или холодная цветовая гамма на фоне цвета слоновой кости. Такой предмет, расписанный со вкусом, станет изюминкой вашего дома. Один, два, три, несколько предметов в одном ключе, но не больше, иначе дом станет музеем петрикивской росписи. Предмет с декором в технике двойного мазка станет хорошим подарком друзьям и родственникам.

Самое главное в этом виде декора – хорошая кисточка. Для двойного мазка годятся плоские кисточки и плоские кисточки со скошенным углом. В художественном салоне продавцы вам подскажут и подберут, пока вы еще не очень хорошо ориентируетесь. По соотношению цена-качество я рекомендую кисти фирмы «Сonda», чуть хуже кисточки «colos», но заметно дешевле. Для начала покупаем кисточки от «0» до «5» номера.

Краски для обучения берите гуашевые, затем перейдете на акрил. Российская гуашь «Луч» и «Гамма» среди художников пользуется очень хорошей репутацией. С такими кистями и гуашью вы получите массу удовольствия, когда поймете, как просто дается красота.

Для декораторских работ очень хороша английская краска «Daler rowney». Она продаются в тубах по 120 миллилитров. Она может быть полупрозрачной, как акварель, и укрывистой, как гуашь. Консистенция свежей краски идеальна для техники «двойной мазок». Глянцевая российская краска «Декола» тоже хороша. Не забываем купить небольшой альбомчик для эскизов, лучше с черной бумагой, так рисунки будут смотреться контрастнее, ярче и огрехи тоже лучше видно на черном. Так вы быстрее освоите технику двойного мазка. Удобный стол, хороший свет слева-спереди. На столе – альбом, гуашь, салфетки, стакан с кистями и банка с чистой водой. Приступаем.

Жостовская роспись для начинающих ��ЖОСТОВО |14.07.2018| Живопись маслом мастер-класс, цветы

Описывать словами действия гораздо дольше – роспись очень быстрая и больше напоминает каллиграфию, чем живопись – мазок длинный и толщина мазка варьируется нажимом кисти. Свежая гуашь должна иметь консистенцию нежирной сметаны. Но в процессе вы сами поймете, какая густота дает идеальную линию.

Поднос с плиткой Каф’декор! Мастер класс!

1. Макаем кисть в красную и сразу – в белую краску.

2. Делаем простое упражнение – тянем прямую линию. Так вы поймете, какой именно густоты должна быть краска для достаточно длинного мазка. Помыли кисточку, промокнули салфетку, и пробуем изогнутую линию нажимом кисти. Стрелка на рисунке показывает направление, в котором ведем мазок. Сначала «ложим» кисточку всем ворсом на бумагу, и, непрекращая движения, постепенно «поднимаем». В конце только тоненький кончик проходится по бумаге. Действие занимает несколько секунд.

3. Повторяем еще и еще, пока рука не станет легко выводить красивые лепестки. Не забываем о чистоте цвета – обязательно полоскаем кисточку.

Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 16. «Искусство Жостова».

ВНИМАНИЕ! Как можно чаще, после 1-2 мазков мойте кисть и набирайте новую краску. Тогда переход будет ясным и красивым.

4. Следующее упражнение – точно такая же дуга, только выгнутая в обратную сторону. Какой изгиб дается труднее, такой нужно повторить большее количество раз. Рука в конце-концов должна делать все легко, как танцевать. Не будет напряжения в кисти – будут плавные линии. Будет напряжение – такими же напряженными, детскими, порывчатыми будут мазки. Поэтому нужны повторения.

5. Далее берем более толстую кисть, прижимаем ее «всем телом» к бумаге, кончик с белой краской ведем слева направо. Должно получится так, как на рисунке. Высота лепестка определяется длинной ворса. То есть, если ворс у нашей кисточки 2 см, такой максимальной высоты будет лепесток. Вверх-вниз кисточкой не елозим. Только веерное движение для этого элемента.

6. Сделав два упражнения вместе, мы получаем простейший элемент – розу.

7. Дорисовываем лепестки и получаем розу пышную. Не бойтесь перекрывать сверху неудавшуюся деталь. Гуашь непрозрачна. Поворачивайте не только кисточку и саму руку, но и альбом, чтоб удобнее было делать движения. Вы можете немного намучиться с такой розочкой, но если получится, все остальные приемы пойдут как по маслу.

ВНИМАНИЕ! Не отрывайте руку, выполняя один мазок. Одно движение – одна линия.

8. Кисть макаем в зеленый, затем желтый. Ведем линию, постепенно поднимая кисть, утончая линию.

Пробуем сначала на прямой, затем изгибаем по ходу движения так, как на рисунке.

Жостовский поднос || Учебная роспись

Пробуем сделать три линии рядышком.

Роспись Розы. Масло. Мастер-класс от Жостово Арт Студия — Художник Лариса Гончарова

9. Рисуем такие зелено-желтые линии сверху на розе. Дополняем цветок зеленью.

ВНИМАНИЕ! Чем выше держим кисточку, тем изящнее будет линия. Никогда не держите ее над самой бумагой, так ограничивается каллиграфический размах.

10. Кистью номер 2 делаем длинные витые стебли. Здесь мы делаем линию так: прикасаемся легко вначале, затем прижимаем и в конце снова утончаем. Пробуем сначала на прямой, пишет iBud.ua, затем учимся вести изогнутую линию, и наращиваем скорость. Слишком медленное движение не даст плавную линию. Но слишком быстрое придаст неряшливость. Вырабатывае золотую середину для себя.

11. Затем учимся рисовать листики. Два зеленых оттенка или зеленый и желтый (белый). Прижимаем, ведем, поднимаем чуть отрывисто кисточку, одновременно слегка поворачивая, чтоб кончик изогнулся. Еще можно листы делать из двух половинок: по точно такой же схеме.

12. Берем новый лист. Нарисовав несколько таких розочек, пышных и совсем бутончиков, дорисовываем зелень, стебли. Теперь берем кисточку номер ноль, рисуем травку. Изгибаем, округляем линии. Прорисовываем прожилки листьев.

13. Пробуем набирать на кисть три цвета – темный, светлее и еще светлее. Получатся более сложные цветовые переходы. Больше чем три цвета не набирают – будет грязь.

14. Тренируемся на других цветах. Лепесток слегка находит на другой. Не забываем подбирать кисточку за номером, длиной ворса. Серединки цветков можно делать дешевой жесткой китайской кисточкой. Макнули в оранжевую, затем белую краску и прижали к незакрашенной серединке – фиалка готова.

На рисунке ниже хорошо видно, как рисовать разные виды листвы. Направление движения – по стрелочкам.

Когда альбом срисован, можно приступать к декору. Разводим акрил до нужной густоты. Сразу смешиваем необходимые цвета, чтобы не отвлекаться во время росписи. Для начала лучше сразу купить нужные оттенки. Цветовой диапазон декоративных красок очень богатый. Акрил быстро сохнет, нужно это учитывать. Не оставляйте краску надолго открытой. Если наливаете в палитру (для данной техники есть специальная палитра, называется «карусель»), то делайте это непосредственно перед работой. Иначе все засохнет и полетит в мусорку. В домашних условиях акрил восстановить невозможно.

Декупаж деревянного подноса. Мастер-класс для начинающих.

Создание декора в технике двойной мазок

Готовим эскиз. Либо просто карандашом на бумаге, либо подробный в цвете. Так вам будет гораздо легче работать потом. Готовим поверхность – если нужно, ошкуриваем наждачкой, обезжириваем, сушим. Покрываем акриловым грунтом, сушим. Можно ускорить процесс бытовым феном. Красим поверхность акриловой краской – вы уже решили какой – черной, белой, цвета слоновой кости. Губкой, пропитанной краской, делаем пятна, которые будут фоном для наших букетов, выгодно оттеняя их. Можно пропустить этот шаг.

Приступаем к созданию декора в технике «двойной мазок». На высохшей поверхности намечаем простым карандашом примерное размещение цветом. С опытом необходимости это делать не будет. Наносим сначала крупные детали – цветы. Затем делаем зелень. Потом более мелкие цветы.

Точечными движениями творим серединки цветов и россыпь малюсеньких цветочков. Если сделали ошибку – под рукой у вас спиртовая салфетка. Но когда ошибка не грубая – не стирайте. По высохшему акрилу можно скорректировать новым слоем. Толщину линии определяем нажатием кисти. Плавность движений мы выработали во время тренировок.

Еще кисть можно поворачивать «на ребро» во время движения. Такой прием возможен во время рисования травы и листьев. Он создаст эффект переломленного листа. Не забываем держать кисти в чистоте. Если забытая кисточка осталась валяться на столе хотя бы минут пятнадцать, она безнадежно засохнет, и спасти-отмыть ее будет уже невозможно.

В росписи подобного плана лучше что-то недоделать, чем переделать. Оставляйте пустое пространство между элементами. Дайте возможность выгодно им смотреться.

При первых опытах росписи берите за образец уже готовые росписи опытных мастеров. Со временем выработаете свой почерк, и потребность такая отпадет. Но вначале, если хотите красивую вещь, учитесь у мастеров.

Когда уже не к чему придраться, лакуйте работу. Для фиксации декора использую два вида лака – акриловый фасадный (для поверхностей, которые подвергаются трению, стул, например) и акриловый автомобильный спрей-лак «Presto» для всех остальных работ.

Небольшое изделие типа шкатулочки можно залить двухкомпонентной эпоксидной смолой. Дает изумительный эффект изображения под стеклом. Правда, говорят, смола темнеет на свету. Я наблюдала минимальное потемнение, которое придавало изделиям шарм старины. Пробуйте разные виды лака.

Последний нюанс – во время покрытия лаком, чем меньше пыли будет летать в воздухе, тем яснее и прозрачнее будет лаковый слой. Говорю об этом потому, что однажды приходилось выковыривать из полакованной досочки мошек, комаров и бабочек. Работа была испорчена. Лакуйте в помещении. Если используете спрей, устройте сквозняк. Такой лак имеет запах, зато сохнет очень быстро. Дольше всего – сутки – сохнет эпоксидка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки-рукоделие.ру - архив бесплатных видео мастер-классов