Мастер-класс Правила грамотного построения композиции при создании многослойной открытки

Мастер-класс: Правила грамотного построения композиции при создании многослойной открытки

Первым делом хочу отметить, что я не считаю себя гуру кардмекинга, но о некоторых правилах и принципах, которыми пользуюсь сама, хочу показать и рассказать.

Итак, мы решили делать многослойную открытку. Более всего, наверное, этот термин подходит для работ в Американском стиле, но, уверена, его можно применить везде.

Так как в моем случае основным элементом работы будет чипборд (это такая высечка изплотного картона с уже готовым рисунком), я решаю расположить его в центр. Но центр в данном случае — это не геометрический центр работы, а область чуть выше геометрической середины, так называемый центр зрения.

Прежде чем приступить к работе с подбором украшений, разберемся с бумагой и подложками, из которых, собственно, и складывается многослойность.

В любом наборе бумаги принты делятся на фоновые и ативные. Поэтому подбирая подложки для будущей открытки складываем бумагу по-очередно: фон-актив-фон-актив-фон итд.
Подложки начинаем выкладывать в этом же порядке.

Я делаю самую первую подложку с фоновым рисунком по размеру чуть меньше, чем заготовка для открытки. На нее сверху будет наложена вторая подложка с активным рисунком из того же набора бумаги.

Именно этот лист очень хорошо по тону сочетается с моим чипбордом. Но накладывать чипборд прямо на такой же цвет нельзя, иначе он совсем не будет смотреться, поэтому я добавляю следующий слой из фоновой бумаги.

Следующий слой — это шестиугольник с фоновым рисунком шеврон и желтый прямоугольник с шевроном. Поверх желтого шеврона ложится следующая подложка с активным рисунком. Чтобы верх работы не казался пустым наравне с многослойным низом, докладываю такую же подложку сверху поверх первого слоя.

Прикладываю чипборд, смотрю, насколько уравновешена моя работа по цвету и композиции, то есть визуально «не заваливается» ли она на одну сторну. Вот эти две последние одинаковые подложки расположены с разных сторон открытки, чтобы обеспечить равновесие.

С бумагой более менее разобрались, теперь объясняю, почему подложки расположены именно в этом месте.

В композиции есть золотое правило третей, это значит, что работу визуально можно разделить на равные части двуми вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

Место пересечения этих линий, а точнее внешние линии внутреннего прямоугольника (его углы на картинке отмечены кружками) являются доминантами визуального восприятия. То есть это те места в работе, на которые наш взгляд сразу обращает внимание.

Вернемся к моей открытке. Я располагаю подложки чуть выше и чуть ниже верхней и нижней линии. А чипборд, как вы помните, у нас находится как раз на верхней линии внутреннего прямоугольника.

Итак, основные подложки подобраны, можно их приклеивать. Предварительно можно обработать края бордюрным дыроколом или фигурными ножницами, потому как у нас все таки не урок математики, а творческий процесс )))

Как видно по фото, некоторые подложки я подняла на вспененный скотч, иначе не было бы никакого толку от многослойности, если бы все подложки были плоско склеяны.

В начале я разместила шестиугольник посередине, но потом решила добавить зеленую наклеечку, поэтому получилось вот так:

Кроме чипборда, естественно, должны быть еще украшения. Так как у меня яркая позитивная и летняя открыточка, я решила, что без цветов не обойтись. Добавляю три розочки, которые у нас располагаются по нижней линии внутреннего прямоугольника (это я все про то же правило третей).

Что касается цветочков, центральная роза немного больше в диаметре, чем крайние. Крайние не одинаковые, а слегка отличаются по тону. Это добавляет живости работе. Крайние розочки подобраны в тон бумаге, а вот красная появляется как контрастное пятно к зеленой наклеечке.

Думаю, что такое контрасные цвета, рассказывать не надо, красный-зеленый, желтый-синий итд. Контрастный цвет нужен для того, чтобы придать выразительности основному цвету. Так как зеленая наклеечка все таки не совсем основной элемент, акцент делаю на розе. А зеленый цвет просто хорошо ее подчеркивает.

Наличие красного цвета по центру обязывает нас добавить еще красные элементы, чтобы уравновесить визуально всю работу.

Я добавила красного скотча в клеточку, а вверху круглый маленький полосатый чипборд с красной стразинкой.

Посмотрите на открытку и прищурьтесь как художники. Почему они это делают? Чтобы увидеть, не выбивается ли какой-то цвет из основной композиции и нет ли цветовых дыр. Есть такое правило, что все цвета в работе должны быть представлены по три пятна разного размера.

Объясняю на примере красного цвета. Пятна считаем не по количеству стразинок или цветочков, а по визуально воспринимаемому пятну. Смотрим

А вот зеленые пятна

То есть эти пятна выглядят так: большое, среднее и маленькое.
Есть еще одно важное правило для многослойности — это расположение вертикалей и горизонталей.

В моей открытке все подложки и нижняя наклеечка выступали, как горизонтальные элементы, поэтому я добавила декоративную кинопленку, которая добавила вертикали и сразу уравновесила работу. Сказать точно, сколько вертикалей, а сколько горизонталей должно быть в работе, я не берусь. Одно понятно, что они должны чередоваться и уравновешивать друг друга.

Вернемся к моей открытке. Я все приклеиваю и добавляю вощеный шнур и несколько страз. Изогнутая линия шнура поддерживает форму чипборда, так как большинство подложек все таки с прямыми линиями и изгибов не хватало.

Это основные принципы, которыми я хотела с Вами поделиться, а теперь выделим основные правила:

1. Сочетание подложек: фон-актив-фон-актив
2. Золотое сечение.
3. Применение контраста для выделения и акцентирования главного элемента.
4. Все цвета по три пятна.
5. Сочетание горизонталей и вертикалей.

Не думайте, что я в каждой работе вот так дотошно собираю композицию. Конечно же нет. Многие эти вещи доведены до автоматизма. Кроме того, Вы можете и не знать этой теории и при этом все делать правильно только потому, что у вас есть вкус и внутреннее чутье.

Несомненно даже среди художников можно найти гениальных авторов, которые пренебрегают всеми мыслимыми правилами и при этом создают шедевр. Главное, конечно, наше творческое восприятие и видение. Но немного теории нам все таки не помешает, ведь так?
Буду очень рада, если кому-то пригодятся мои подсказки.

Мастер-класс: Правила грамотного построения композиции при создании многослойной открытки

Вдохновение нашей команды:

21 комментарий:

Девочки, все работы невероятно шикарные!Супер!

Красота и нежность! Спасибо за вдохновение!
Скажите пожалуйста, а сколько этапов будет в проекте?

Всего будет 4 этапа

Девочки, замечательные работы. И такие интересные МК. Я с ВАМИ.

Мариш, как я рада! Обязательно присоединяйся!)

Машуля, я уже))) От такого вдохновения руки чесались!!)))

Очень красивые открытки!
Поддерживаю вопрос о количестве этапов

Юлия, как уже выше написала Аня, 4 этапа будет

Сколько нежнейшей зефирной красоты!))

Очень рады что вам понравилось) Мы старались!)

Какое вдохновение. Девочки, благодарю за подробные процессы, мне даже захотелось попробовать шебби самой))) как раз есть подходящая бумага и кружево))

Светлана, конечно надо попробовать, а в компании такой это будет ещё и интересно)
Присоединяйтесь!

отличные работы и так много мк! я в восторге, спасибо

Давно хочу окунуться в мир шеби. С Вами это будет очень приятно. Спасибо за такие шикарные МК.

Друзья, обязательно попробуйте создать свою красоту! У вас точно всё получится)

Добрый вечер! Я сделала работу для первого этапа, вот ссылка на мой профиль https://www.instagram.com/iargomzhskaiakristina/.

Подскажите, выбор победителя будет только по окончании всех 4 этапов? Т.е. после каждого этапа не будут выбираться лучшие работы?

конечно. Победителю нужно пройти все этапы проекта

но, лучшие работы мы будем показывать после каждого этапа, и в конце проекта.

Авторская образовательная программа «Мастерская народной игрушки»
рабочая программа

Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:

Вложение Размер
Образовательная программа «Масиерская народной игрушки» 243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

«Мастерская народной игрушки»

для учащихся 9-12 лет

3 года обучения

Автор: Егорова Л.А., педагог

1. Пояснительная записка.

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» — нередко рассуждают родители, покупая на рынке или в магазине очередную игрушку. Яркие китайские побрякушки, трансформеры, куклы с самодовольными пустыми лицами, наборы динозавров, машинки с пультами и ружья с пластмассовыми пульками – игрушки, которые окружают наших детей.

По мнению психологов, современная игрушка в различных своих формах воспитывает в ребёнке не только заданность мышления, но и стандартность поведенческих реакций, она не побуждает к свободе, к творчеству. Напротив, игрушка, изготовленная своими руками, взывает к творческому отношению к работе, к воспитанию высоких душевных качеств в детях.

Последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной игрушке. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась важная роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков, и будучи тесно связанной со всем укладом жизни, прежде всего крестьян, традиционная игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила и своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве.

Синкретичность и многофункциональность народного искусства даёт основание рассматривать знакомство с народной игрушкой как действенный путь приобщения к традиционной культуре и важный фактор социализации личности ребенка. Художественное творчество по созданию игрушек не только формирует творческую личность, но и помогает глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, к Отечеству.

Цель программы: создать условия для развития личности, ориентированной на нравственные ценности народной культуры через художественно – творческую деятельность по созданию народной и нетрадиционной игрушки.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • пробудить интерес к народному искусству России через изучение русской народной игрушки;
  • знакомство с традиционной народной культурой, способствующей духовному и патриотическому становлению личности, волевых и трудовых качеств;
  • изучить виды и техники выполнения народных игрушек в процессе овладения навыками работы с различными материалами;
  • обучить применению традиционных приёмов изготовления игрушек в процессе творческих работ по созданию собственных разработок;
  • создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, воображения и фантазии, творческой инициативы в работе по созданию игрушек.

Основу программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности народной культуры России, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребёнка.

Актуальность создания образовательной программы «Мастерская народной игрушки» обусловлена:

— благоприятными условиями культурно-исторической среды Новгородской земли, её многовековыми традициями;

— наличием в сельской местности необходимых природных материалов для изготовления игрушек;

— возможностью развития творческих способностей учащихся на основе наиболее привлекательной для детей деятельности – создания игрушек.

Обучение по данной образовательной программе строится на основе следующих педагогических принципов :

  • целостность в восприятии учащимися родной культуры;
  • актуализация в ходе познания культурных региональных ценностей;
  • связь теории с практикой;
  • включение детей в активную творческую деятельность;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности;
  • наглядность;
  • доступность;
  • добровольность;
  • многообразие форм учебно-воспитательного процесса.

Программа подходит для реализации в сельской местности, так как в процессе обучения предусмотрена работа с теми материалами, заготовка и обработка которых доступна детям и не требует специальных затрат и дорогостоящего оборудования. В процессе обучения дети создают игрушки из глины, травы, соломки, ткани и в технике папье-маше и, на основе знакомства с народной игрушкой, создают авторские игрушки, используя и нетрадиционный материал.

Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого учащегося. Процесс изготовления красивых и разнообразных игрушек координирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенности в своих силах и возможностях.

Работа имеет разные практические направления: лепка, изобразительная деятельность, формотворчество, шитье. Обучение базируется на развитии прикладных навыков работы с инструментами и материалами. В процессе работы учащиеся постепенно начинают переходить от простых техник изготовления игрушек к более сложным видам. И, как конечный результат, появляется умение создавать собственные авторские работы.

Содержание программы имеет блочную структуру. Учебный материал каждого года обучения формируется в пять блоков.

I блок. Глиняная игрушка. Создание игрушек из глины происходит на основе знакомства с традиционной русской народной игрушкой: дымковской, каргопольской, филимоновской, тульской городской игрушкой.

В процессе обучения учащиеся получают знания об истории развития игрушек, месте бытования промыслов, народных мастерах, характерных особенностях формы и орнамента, овладевают технологическими приёмами изготовления игрушек.

II блок Соломенная кукла. В процессе обучения учащиеся знакомятся с традиционной соломенной куклой России (Хлебная Матушка, Масленица, кукла Коза); обрядами и поверьями, связанными с куклами. Изготовляют кукол по традиционным технологиям.

III блок. Народная тряпичная игрушка. Предусмотрено изготовление детьми народных кукол. В процессе работы дети знакомятся с историей развития куклы, с типами кукол по технологии изготовления, с местом бытования. Учащиеся овладевают технологиями изготовления кукол из ткани, сюда же включается театральная кукла, головка которой выполняется в технике папье-маше. Предусмотрено два способа изготовления тряпичных кукол: методом перетяжек и методом шитья. Кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами дети знакомятся с костюмом, его историческими, региональными, сословными, половозрастными особенностями. Изучают орнаментацию и колорит народного костюма.

Программа имеет цикличный характер, она связана с календарными обрядами и праздниками. Поэтому учебно-тематический план целесообразно составлять, ориентируясь на народные праздники. Это позволяет познакомиться с бытом, традициями, праздниками, обрядами русского народа. При этом изделия учащихся находят своё применение в качестве подарков к праздникам, экспонатов на выставках, товара на ярмарках.

Ориентируясь в своей творческой деятельности на народные традиции, обучающиеся открывают новые эстетические свойства, присущие обрабатываемым материалам. Они учатся на замечательных, сложившихся веками традициях своего народа.

Овладение необходимыми навыками, умение создавать художественный образ в процессе изготовления народных игрушек обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа – повтор, вариации, импровизации.

Повтор: задача, направленная на копирование игрушек с учетом характерных черт определенной школы народного мастерства.

Вариации: задача усложненного типа – повтор с вариациями.

Импровизация: задача направлена на импровизацию по мотивам русской традиционной игрушки с целью создания нового образа в рамках традиции.

В настоящее время существуют программы по изготовлению народных игрушек. Несомненными достоинствами большинства из них является то, что наряду с изучением приёмов работы учащиеся знакомятся с историей возникновения игрушек, с их характерными особенностями. Предусмотрены знакомства с мастерами – игрушечниками, посещение выставок, выполнение творческих работ учащихся. Всё это способствует всестороннему воспитанию подрастающего поколения, их творческому и эстетическому развитию.

Главной специфической особенностью данной программы является то, что она решает ещё одну важную задачу обучения. В процессе работы дети учатся применять полученные знания и навыки в новых, нестандартных ситуациях. Что особенно важно на современном этапе развития общества, когда нужны люди, умеющие творчески подходить к работе. С этой целью в программу включается блок «Новая игрушка» , в рамках которого под руководством педагога дети учатся создавать новые нетрадиционные игрушки.

IV блок. Новая игрушка. Учащиеся знакомятся с авторскими игрушками художников России и Великого Новгорода, в частности. Учебные задачи реализуются на основе проектирования и создания новых игрушек с использованием традиционных способов изготовления игрушек и разработки собственных.

Приступая к творческой работе по созданию нетрадиционных игрушек, обучающиеся рассматривают различные варианты решения учебных задач, оценивают их достоинства и недостатки, учатся выбирать оптимальный вариант. Постепенно у них вырабатывается критический взгляд на работу, привычка контролировать технологический процесс и определять его оптимальные условия. Кроме того, у детей формируются такие качества личности как воля, целеустремленность, настойчивость, инициативность, ответственность, умение самостоятельно решать творческие задачи.

V блок. Конкурсы и выставки. Предусмотрено участие детей в конкурсах, не запланированных программой.

Многообразие техник, материалов и видов деятельности ещё одна особенность данной программы.

Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков учащихся от одной ступени к другой.

Учебный курс программы «Мастерская народной игрушки» рассчитан на 3 года обучения.

В объединение 1-го года обучения принимаются учащиеся 9-12 лет . В этом возрасте дети уже могут анализировать любую ситуацию, обретается способность систематически строить и проверять гипотезы; восприятие становится плановым, последовательным, всесторонним; развивается внимание, настойчивость, упорство в достижении цели. Кроме того, у подростка возникает потребность к самореализации и развитию собственного «я». Происходит становление доминирующих интересов, которые часто приобретают форму серьёзных увлечений. То есть – это школьники, у которых уже сложились определенные интересы и есть потребность в их реализации.

Допускается зачисление в объединение и школьников других возрастных групп. Работа в творческой мастерской строится по принципам народной педагогики: «От учителя к ученику» и «От старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста, что также способствует формированию чувства коллективизма и преемственности мастерства Участие старших детей поможет руководителю в целом ряде подготовительно-вспомогательных работ по заготовке сырья, изготовлению инструментов, подбору иллюстративного и справочного материала, отделке готовых изделий.

В первый и второй год обучения занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 часа. В третий год обучения планируется дополнительный час на индивидуальную работу с одаренными детьми . Это учащиеся, которые принимают участие в различных конкурсах, разрабатывают собственные проекты. Работа с ними требует дополнительного внимания.

Для успешной реализации программы предусмотрены разные типы занятий, помогающие создать условия творческого участия обучающихся в учебном процессе – это занятия: упражнения, вариации, импровизации, деловые игры, занятия формотворчества и экспериментирования. В ходе обучения дети принимают участие в выставках, конкурсах, мастер — классах. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся изучают этнографический материал, знакомятся с местными особенностями и укладом жизни русского человека. Общение со старожилами посёлка помогает ребятам лучше узнать свой край. Кроме того, такое общение способствует восстановлению связи поколений. Большое значение уделяется итоговым занятиям обобщающего типа это занятия: игры, праздники, выставки, ярмарки. Они представляют собой некую форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной и творческой активности учащихся.

Таким образом, учащиеся включаются в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, творческую, познавательную, исследовательскую, экспериментальную, проектную. Использование эффективных методов и приёмов работы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности учащихся, различные формы организации труда на занятиях способствуют не только лучшему усвоению материала, мотивации к учению, но и развитию основных качеств творческой личности.

Залогом успешной деятельности объединения является сотрудничество с родителями. Семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребёнка. Родители привлекаются к подготовке и проведению коллективных дел, праздников, конкурсов, выставок.

Уникальность данной программы заключается в ее воспитательных функциях. Воспитание семьянина – одна из приоритетных задач программы. Демографический вопрос, который так остро встал перед нашей страной, необходимо решать не только на материальном, но и на духовном уровне. Воспитание детей в духе уважения к семье, как самой важной ячейке общества; уважение к материнству, как высочайшему чуду; к многодетности, как божьей благодати; воспитание позитивного отношения к самому главному предназначению человека – продолжению своего рода.

Эффективность реализации программы определяется как по степени достижения заявленной цели, так и по степени удовлетворённости учащихся, родителей занятиями в объединении, творческими достижениями обучающихся.

Программа вариативная, некоторые типы игрушек и технологии изготовления при необходимости можно заменить на другие. Например, можно ввести блок «Деревянная народная игрушка». Это может быть продиктовано условиями работы, профессиональной подготовкой педагога, местными особенностями. Такая замена не повлияет на реализацию целей и задач программы.

В итоге обучения по предмету учащиеся, имея теоретические знания о различных видах и типах народных игрушек, основных школах народного мастерства, владея навыками работы с различными материалами, технологиями изготовления народных игрушек, могут создавать собственные игрушки и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Программой предусмотрены разнообразные формы текущего и итогового контроля. Знания и умения учащихся отслеживаются педагогом по результатам практической работы в течение всего учебного года. Знания проверяются в ходе фронтальной беседы, тестов, дидактических игр и заданий (Приложение № 1, 2). Степень овладения учащимися учебными умениями и навыками определяется по системе Л.М.Фридмана. Также уровень знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных в результате освоения программы, выявляется в процессе участия в выставках, конкурсах, итоговых просмотрах.

При отборе работ учитывается передача характерных особенностей,

технические ошибки, аккуратность, умение создавать оригинальную композицию, умение применять навыки самостоятельного творчества на основе изученного материала, владение комплексом сложных технических приемов, проявление фантазии.

В объединении «Мастерская народной игрушки» существует система самоконтроля, которая позволяет оценивать активность и результативность обучения в течение учебного года. Достижения каждого ребенка фиксируется в индивидуальной карте (Приложение № 3).

Итогом обучения является работа над проектом и его защита. Художественно-творческая деятельность в процессе работы над проектом организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок смог пройти «путь творца» от художественного восприятия, рождения собственного замысла, поиска средств и путей его воплощения и создание художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими.

Аттестация учащихся по итогам реализации программы проходит в форме защиты проекта. По окончании обучения учащиеся получают свидетельство о прохождении курса «Мастерская народной игрушки».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки-рукоделие.ру - архив бесплатных видео мастер-классов