Мастер-класс Процесс создания авторского перстеня Наутилус

Процесс изготовления бронзовой накладки «Скорпион» на бокалы

Эта работа была сделана ещё в ноябре, по ходу фотографировал, а вот обработать и выложить процесс руки дошли только сейчас.

Молодой мужчина сделал заказ: изготовить подарочный набор для виски, графин + бокалы со скорпионами, на юбилей своего отца.

Достаточно быстро обговорили примерный вид готового изделия, а я, как всегда, решил делать по своему. Так вернее, проколов (тьфу-тьфу) не бывает.

Здесь покажу, как изготавливал «нашлёпки» на бокалы, достаточно простая работа, но, надеюсь, посмотреть будет интересно. За графин — отдельная песня, сложный и долгий был процесс, там фоток тридцать, да и текста побольше будет. Так что, возможно, в другой раз.

1. Для начала просто срисовал скорпиона:

2. Листок бумаги прикрепляю скотчем к восковому блину. Этот блинчик просто испечь — растопленный на водяной бане литейный воск выливаю на гладкую и ровную поверхность.

После застывания, это минут пять, блин готов.

3. Чертилкой (можно иголкой, шилом, хоть зубочисткой) процарапал весь рисунок, чтобы контуры прорезались на воске:

4. После прорезывания надо удалить бумагу с воска:

5. Чтобы полностью убрать впившуюся бумагу, штихелем прорезаю весь рисунок:

6. Далее термошпателем накладываю воск на изображение, придаю объём скорпиону:

7. Теперь нужно довести скорпиончика до ума, с помощью обычного стоматологического шпателя и штихелей прочищаю все штрихи членистоного. Где надо — добавляю воск, где надо — убираю:

8. Потом скальпелем вырезаю скорпиона:

9. В принципе, восковка готова для литья. Уже описывал процесс литья подробно, так что — проезжаем этот этап.

Значит отливка готова, резиновую прессформу изготовил, теперь надо подготовить скорпиона к литью, изогнув его подобающим образом, в соответствии с округлостью бокала. Для этого просто кидаю его в горячую воду, минут на пять. Воск становится достаточно пластичным, легко ложится на стенку бокала и, после остужения в холодной воде, держит нужную форму легко и непринуждённо:

10. Ну и все дела. Снова несу в литейку, обрабатываю отливку и закрепляю нашлёпки на бокалы для виски:

На последнем фото виден низ графина. Но это уже совсем другая история :)

Спасибо за внимание, Павел Ztakan.

Мастер-класс: Процесс создания авторского перстеня «Наутилус»

Запись онлайн-трансляции лекции, читает кандидат исторических наук Марина Ракитина.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Елизавета Титова.

DIY: Round bead earrings / Круглые серьги из бисера (мастер-класс)

Запись онлайн-трансляции лекции, читает кандидат исторических наук Марина Ракитина.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает искусствовед Елизавета Титова.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Юлия Уварова, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает кандидат культурологии Ольга Штепа.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает искусствовед Елизавета Титова.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Дмитрий Валявин.

Во второй половине XVII века ювелирное искусство переживало свой расцвет. Вы узнаете о ювелирных техниках, которые использовали мастера с времен Древней Руси, о том, как бережно сохранялись традиции русского ювелирного дела и совершенствовались мастерами последующих поколений.

Приглашаем детей 12-14 лет с родителями стать участниками программы «Царь Иван Грозный», посвященной периоду правления первого русского царя.

В начале XVII века в русской живописи появляются новые тенденции, которые значительно меняют привычный стиль древнерусской живописи. В это время складывается новая система изображения ликов святых и новые принципы передачи перспективы. В литературе активно развивается жанр жития — прообраза современных биографий.

Blender 3D моделирование / Урок #5 — Режим редактирование (создание дома)

Дионисий работал в Московском Кремле в переломную эпоху. Его творчество связано со становлением независимого Русского государства и утверждением Москвы, как столичного города.

В последней трети XV и начале XVI века в русской архитектуре произошли революционные изменения, связанные в первую очередь с процессом формирования единого государства с центром в Москве, и, как следствие, с приглашением на русскую службу иноземных, преимущественно итальянских мастеров. Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Дмитрий Валявин.

В собрании Музеев Кремля хранится драгоценная посуда, которая использовалась на торжественных царских пирах. Эти пышные, многолюдные, наполненные чередой ритуальных действ церемонии проводились в парадных палатах государева дворца. Стать же званым гостем русской царицы удавалось малому кругу людей. Об этом в нашем новом видеосюжете.

В XVI–XVII веках Новый год, или Новолетие, как его именовали, отмечали 1 сентября. Церемония Новолетия устраивалась в Кремле и собирала множество зрителей — горожан и иностранцев, а главными участниками ритуала были царь и патриарх.

Создание фигур для обустройства рождественского вертепа было данью средневековой церковной традиции. На лекции Музеев Кремля слушатели узнают о возникновении и развитии этой традиции, а также об удивительных неаполитанских вертепах XVIII столетия.

Тема Рождества – одна из самых распространенных в христианском искусстве. В католической и православной церквях сложились свои иконографические традиции изображения Богоматери, младенца Христа, волхвов и ангелов.

Начиная с императора Николая I, празднование Рождества в России приобретает черты домашнего семейного праздника. Его непременным атрибутом становится наряженная рождественская елка.

Новый год, пожалуй, самый любимый праздник у миллионов людей. В нашей стране его принято встречать под бой курантов Спасской башни Московского Кремля.

Готовитесь к Новому году? Самое время продумать свой праздничный образ! Приглашаем на мастер-класс по созданию новогодней маски. Вы узнаете об истории появления и использования маски в культурах народов мира. Делайте маску вместе с нами и участвуйте в нашем ежегодном конкурсе «Ёлке быть»!

В преддверии Нового года приглашаем Вас на мастер-класс по созданию вечного календаря

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Елизавета Титова.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Марина Ракитина, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Юлия Уварова, Музеи Московского Кремля.

Наряд знатного боярина шился из драгоценных тканей, украшался мехами, запонами и пуговицами.

В истории русской монументальной живописи XVII век был одним из самых плодотворных.

Лекцию читает историк искусства Дмитрий Валявин, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Дмитрий Валявин, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Дмитрий Валявин, Музеи Московского Кремля.

Процесс облачения царицы XVI—XVII веков в нарядные одежды — удивительный ритуал! Каждая вещь имела свое значение и не случайно становилась частью богатого костюма. К сожалению, женских одежд того времени в Музеях Московского Кремля не сохранилось.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Марина Ракитина, Музеи Московского Кремля.

Олимпийский сервиз является одним из шедевров мирового искусства. Он был выполнен на знаменитой французской императорской мануфактуре города Севра в 1804–1807 гг. Император Наполеон Бонапарт заказал его в качестве подарка на свадьбу брата Жерома с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Юлия Уварова, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Лариса Соловьева, Музеи Московского Кремля

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Марина Ракитина, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Елизавета Титова, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Елизавета Титова, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Елизавета Титова, Музеи Московского Кремля.

#61 КАК РАСКРОИТЬ, СШИТЬ СВАДЕБНЫЙ ШЛЕЙФ ТРАНСФОРМЕР/ ЮБКА СОЛНЦЕ ПО ЛЮБАКСУ☀️

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Юлия Уварова, Музеи Московского Кремля

Запись онлайн трансляции лекции, читает историк Юлия Уварова, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Юлия Уварова, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Юлия Уварова, Музеи Московского Кремля.

Лекцию читает историк искусства Титова Е.А.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Юлия Уварова, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Елизавета Титова, Музеи Московского Кремля.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк Марина Ракитина, Музеи Московского Кремля.

XV—XVI века стали для Сербии одним из самых тяжелых периодов в её истории. Одно из могущественных средневековых православных государств утратило свою самостоятельность на века. Однако для России Сербия осталась не только братским народом, который был под защитой и покровительством русского царя, но и примером в своем государственном строительстве и национальной идее.

Лекция посвящена предметному миру европейского путешественника XVIII—XIX веков.

Лекция посвящена самым ранним страницам истории театрального искусства на Руси в конце XVII — начале XVIII века.

Станьте участниками удивительного путешествия по европейским странам. Перелистывая страницы «Книги любопытных замечаний Петра I», вы познакомитесь с ремеслами, науками и произведениями искусства, интересовавшими молодого государя и позволившими России взглянуть на мир по-новому и на свое место в нем.

Лекция посвящена мерной иконе — уникальному явлению в русской средневековой культуре, возникшем и получившем распространение исключительно в придворной среде. Мерные или родимые иконы святых покровителей царских детей в 16-17 вв. писали лучшие иконописцы и украшали золотыми окладами искуснейшие ювелиры. Эти образы стали неотъемлемой частью царского обихода.

История садов, бульваров и скверов, располагавшихся в Московском Кремле и на прилегающих к нему территориях начиная со второй половины XIV века вплоть до настоящего времени. Лекцию читает историк искусства Дмитрий Валявин, Музеи Московского Кремля

История садов, бульваров и скверов, располагавшихся в Московском Кремле и на прилегающих к нему территориях начиная со второй половины XIV века вплоть до настоящего времени. Лекцию читает историк искусства Дмитрий Валявин, Музеи Московского Кремля

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Дмитрий Валявин.

Запись онлайн-трансляции лекции, читает историк искусства Дмитрий Валявин.

В лекции идёт речь о знаменитом посольстве от шведского короля Карла XII, которое прибыло в Москву незадолго до начала Северной войны.

В новом выпуске «Биография царской сокровищницы в лицах» Вы узнаете об истории замечательных часов «Храм Славы» из экспозиции Оружейной палаты.

Из цикла онлайн-лекций «Биография царской сокровищницы в лицах»

Из цикла онлайн-лекций «Биография царской сокровищницы в лицах»

Из цикла онлайн-лекций «Биография царской сокровищницы в лицах»

Лекцию читает историк Марина Ракитина, Музеи Московского Кремля

Из цикла лекций «Знаменитые музеи мира»

Предлагаем вашему вниманию лекцию из цикла «Жизнь царских детей в Кремле». Вы узнаете как в XVI–XVII веке воспитывали маленьких царевичей и царевен, во что они играли и как одевались.

ОЛИВКОВЫЙ КАРДИГАН. Спицами. Часть 1. Презентация.

Лекция из цикла «Знаменитые музеи мира» посвящена музею Клюни, обладающему одной из самых крупных коллекций средневекового искусства Франции.

В преддверии Международного Дня музеев Музеи Московского Кремля запускают новый цикл онлайн-лекций «Биография царской сокровищницы в лицах».

Из цикла онлайн-лекций «Биография царской сокровищницы в лицах»

Программа посвящена истории появления наградной системы в России и формированию воинских наград в Советское время.

В преддверии Международного Дня музеев 18 мая мы запускаем новый цикл онлайн-лекций «Биография царской сокровищницы».

С осени 1830 и до лета 1831 года в Москве и Петербурге бушевала эпидемия холеры!

В эпоху рококо, когда мода требовала от мужчин и дам ношения париков, сложных причесок, обильного использования косметики, сложилось новое представление о личной гигиене

Сегодня православный мир отмечает праздник Пасхи – Светлого Воскресения Христова.

В этой лекции вы узнаете, как в христианском искусстве изображались события, предшествующие Воскресению Христа.

Cегодня поговорим о том, почему на Пасху принято дарить расписные яйца.

В этой лекции вы узнаете, как воспитывали царских детей в 16-17 вв.

В этой лекции вы узнаете о пасхальных подарках в России в в XIX – начале XX века.

Переделка + мастер-класс по сборке бус из барочного жемчуга. Вторая жизнь украшений. Таша Муляр

В этой лекции вы узнаете об обычаях и традициях празднования Пасхи при дворе российских императоров.

В этой лекции вы узнаете об обычаях и традициях празднования Пасхи при дворе русских царей, о том, что дарили в царской семье на Пасху и какие игры и развлечения были популярны среди детей.

Продолжаем наши ежедневные мини-лекции об истории празднования Пасхи на Руси!

Сегодня католическая Пасха, а до православной осталась всего неделя – в этом году она приходится на 19 апреля. Поэтому мы решили заранее рассказать вам об истории этого всеми любимого праздника и сняли семь мини-лекций на каждый день Страстной недели!

Чем красились и как ухаживали за собой женщины в средневековой Руси?

Приглашаем Вас отправиться вместе с нами на бал. Мы расскажем, какой нужно выбрать костюм и что иметь при себе, а также сделаем своими руками модный аксессуар — веер!

На этой лекции вы сможете познакомиться с творчеством скульпторов, работавших в России со времени правления Петра I вплоть до царствования императора Николая II.

Под патронажем шахов из правившей династии Сефевидов (1501 – 1722) в Иране расцветала утонченная и яркая художественная культура.

К выставке «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник»

Длительное время европейцы твердо верили в присущую этим вещам магию: «драконьи языки», панцирь черепахи, кубки из рога носорога, страусовых яиц и безоары защищали от действия ядов, давали здоровье, силу, мощь и мудрость. Болезни, политические заговоры и слабое развитие медицины делали вещи из натуралий желанными «гостями» в коллекции любого европейского правителя.

Отправляйтесь вместе с нами в путешествие по территории Московского Кремля и Патриаршему дворцу, узнайте, как выглядел дом знатного человека XVII в., одним из украшений которого были цветные слюдяные оконницы. Присоединяйтесь к мастер-классу по витражной росписи!

На протяжении многих столетий в Европе свирепствовали эпидемии чумы, холеры и черной оспы. Тогда люди искали помощи не только и не столько у врачей, сколько у Бога. А в благодарность за спасение выжившие устанавливали в городах так называемые Чумные колонны. Рассказываем и показываем в 20-минутной лекции из цикла «Опасные времена! Как Россия и Европа сражались с эпидемиями» — смотрите!

Аномально холодная для Средиземноморского мира зима 535–536 годов стала причиной сильнейшего неурожая в Византийской империи. Император Юстиниан распорядился закупить зерно в Египте, и вместе с ним в Константинополь прибыли крысы, зараженные чумой. Так началась Юстинианова чума — первая известная нам пандемия чумы.

Василий Новоселов, научный сотрудник Музеев Кремля, рассказывает о коллекции оружия из Преображенского дворца представленном на выставке «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник».

Интересы и увлечения Петра I в естественно-научной области часто становились основанием и стимулом для развития соответствующей области знания в России. Так произошло, например, с наукой (и одновременно искусством) изготовления анатомических препаратов и анатомических моделей из различных материалов.

Всемирной славой городок Заандам обязан русскому царю Петру I. В 1697 году Петр I прибыл в Заандам для изучения кораблестроения. Выбор Петра был не случаен, так как в XVII веке в Заанском районе кораблестроение достигло своего расцвета.

К выставке «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник»

На фоне черно-белых снимков и графических иллюстраций будет представлена история одного из самых грандиозных выставочных просветительских проектов России второй половины XIX века.

На лекции речь идет об Альгамбре – мавританской крепости-дворце, расположившейся на юге Испании, в Гранаде. В отличие от большинства резиденций, уничтоженных людьми или природными стихиями, судьба Альгамбры сложилась на редкость удачно.

На лекции будет рассказано об архитектуре петровского времени.

Сережки из бисера. Мастер-класс по бисероплетению

Лекция посвящена придворным церемониям, увеселениям и застольям в эпоху Петра I. В начале XVIII в. в Москве и в Санкт-Петербурге устраивались грандиозные костюмированные праздники — маскарады, которые разворачивались на улицах и площадях столиц, и пропагандировали важные государственные идеи.

Особо почитали на Руси Николая Чудотворца, о чем свидетельствует разнообразие его образов и многочисленность посвященных ему храмов.

Реформы, задуманные царём Петром, охватывали множество областей: от строительства новых заводов до вопросов летоисчисления и моды. Но главной из них была реформа военная, которая должна была превратить регулярную русскую армию в силу, способную противостоять могущественной Шведской державе.

Лекция посвящена дворцовой архитектуре Неаполя эпохи господства арагонской династии в XV—XVI вв.

Первым московским святителем был митрополит Пётр, который поспособствовал утверждению Москвы, как духовного центра русских земель. Рака с его чудотворными мощами хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

Как сделать телескоп своими руками. Самодельный телескоп Галилео Галилея #olo

На лекции вы узнаете о хранилищах-сокровищницах великих московских князей и царей, существовавших на территории Московского Кремля в XIV-XVII веках.

Лекция посвящена истории старейших орденов Европы – Ордена Святого Георгия и Святого Михаила, Ордена Подвязки, Золотого Руна и других.

Действие опер и театрализованных представлений XVII–XVIII веков разворачивалось на вершине Олимпа, в кущах Аркадии, в фантазийном дворце или храме бога Солнца, под стенами Трои или Иерусалима.

Лекция посвящена традициям парадного царского застолья и рассказывает о том, как проходили торжественные обеды при дворе русских царей, в каких одеждах государи сидели на пирах, что подавали к столу в праздничные и постные дни, какие хмельные напитки любили пить в старину на Руси.

Ювелирка 0020 — Создание обручального кольца с бриллиантом из красного и белого золота

Лекцию читает Динара Викторовна Дубровская, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, доцент Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарных наук.

Лекцию читает д. и. н. Константин Тертицкий (ИСАА МГУ)

Авторские броши для подарков | Процесс создания | Серьги с кристаллами»

Лекцию читает Илья Сергеевич Смирнов, директор института классического Востока и античности, ВШЭ.

Лекцию читает историк искусства Дмитрий Константинович Валявин. Лекция посвящена русской архитектуре — от ампира до модерна — и познакомит слушателей с наиболее интересными архитектурными сооружениями в различных городах России.

Произведения мастеров Османской империи – Блистательной Порты, как ее называли европейцы в XVII столетии, – широко представлены в Музеях Московского Кремля памятниками оружейного дела, великолепным конским убранством, ювелирными изделиями, роскошными тканями и даже предметами из числа царских регалий.

Создание украшений | Откуда рождаются идеи украшений? Авторские украшения

Лекция из цикла «Будни и праздники императорского двора XIX в.» Читает Ю. Н. Уварова. Лекция посвящена летнему отдыху царской семьи и высочайшим визитам российских монархов в европейские страны, где они посещали августейших родственников, поправляли здоровье, участвовали в международных конгрессах и переговорах. Зарубежные вояжи, ставшие привычными для коронованных особ в XIX в., совершали часто всем семейством, сочетая государственные дела с личными интересами, посещением местных достопримечательностей и музеев. Любимым местом летнего отдыха императорской семьи в конце XIX в. стала Финляндия, куда ходили на яхтах рыбачить и наслаждаться красотой северной природы. Запись онлайн трансляции лекции от 9 февраля 2022 г.

Лекция из цикла «Русский щит. Кремли и крепости России в X—XVIII вв.». Читает Д. К. Валявин. На лекции речь пойдет о фортификационных сооружениях русских городов, построенных на протяжении шестнадцатого столетия. С конца XV века, одновременно с окончательным оформлением единого древнерусского государства с центром в Москве, начинается массовое возведение кирпичных крепостей. По мере расширения территории России, ведется активное строительство укреплений, расположенных вдоль государственных границ и на вновь присоединенных землях. Запись онлайн трансляции лекции от 2 февраля 2022 г.

Лекция из цикла «Первые Романовы. К 405 годовщине воцарения династии». Читает М.Г. Ракитина, кандидат исторических наук. Об этих женщинах нам известно немного – их жизнь была скрыта за высокими стенами царских теремов, и даже придворные, не состоявшие в царицыном штате, видели их только несколько раз в год. Что мы можем сказать о царице Евдокии Лукьяновне, Марии Ильиничне, Наталье Кирилловне? Некоторым историкам кажется, что их единственной обязанностью было рождение детей и продолжение династии. Однако у цариц издавна существовали весьма серьезные и важные обязанности, которые вполне можно назвать государственными. Как проходила жизнь во дворце, чем были заняты ежедневно русские царицы, вы узнаете из этой лекции. Запись онлайн трансляции лекции от 1 декабря 2022 г.

Лекция из цикла «Сей холм давнишних стен и башен…». Читает Е.А. Титова. Московский Кремль — крепость, резиденция московских князей, российских царей и императоров, символ нашей государственности. Его облик менялся с течением веков, отвечая требованиям разных эпох. Вы узнаете историю Московского Кремля – от небольшой деревянной крепости на границе Ростово-Суздальского княжества до духовно-политического центра Московского царства и символа российской государственности в современном мире. Запись онлайн трансляции лекции от 16 сентября 2022 г.

Программа «Карта России. Вехи истории» предназначена для учащихся 6-8 классов.

Занятие секции «Беседы о музейных профессиях» Клуба любителей древностей. https://www.kreml.ru/learning/kids/kl.

Лекция из цикла «Шедевры древнерусской живописи соборов Московского Кремля» знакомит с историей сложения культа Богородицы и особенностях его развития на почве русской христианской культуры. Вы узнаете об особом почитании Богородицы на Руси, нашедшем отражение в русской иконописи.

Лекция авторского цикла Дмитрия Константиновича Валявина «Архитектура двух столиц. Москва и Санкт-Петербург в XVIII—XIX веков», посвященного развитию русского зодчества в двух главных городах России — старой и новой столицах.

Запись онлайн трансляции лекции от 20 июня 2022 г. Автор — Юлия Александровна Бутовченко, зав. экспозиционно-выставочным отделом Музеев Московского Кремля.

Запись онлайн трансляции лекции от 27 июня 2022 г. Автор — Юлия Александровна Бутовченко, зав. экспозиционно-выставочным отделом Музеев Московского Кремля.

Детский центр Музеев Московского Кремля на детской площадке фестиваля «Интермузей-2022» провел программу, подготовленную в рамках выставки «Династия Мин. Сияние учености»: представление традиционного китайского театра теней, знакомство с китайской «Легендой о четырех драконах», а в завершение — создание дракона из бумаги — на счастье.

Издавна люди разных стран создавали дороги и торговые пути, по которым передвигались купцы, путешественники и паломники. На лекции вы услышите о русских путешественниках, объездивших Западную Европу и Малую Азию, о паломниках XII—XIX вв., отправлявшихся в Иерусалим, Синай, Афон и Бари.

В этом году исполняется 320 лет с момента завершения Великого посольства – дипломатической миссии, сыгравшей огромную роль в политической истории России. Официальной целью посольства было стремление найти союзников в предстоящей борьбе со Швецией и Турцией.

Телеканал Карусель. Программа «Навигатор. Новости». Выпуск 26 от 13.02.2022 г. Программа «Охота на льва» Детского центра Музеев Московского Кремля.

СТРИМ. Мастер-класс СЕРЬГИ и БРАСЛЕТ авторские украшения

Телеканал Карусель. Программа «Навигатор. Новости» Выпуск 9 от 12.01.2022

Луис де Камоэнс и Васко да Гама — творец и герой национального мифа. Запись он-лайн трансляции лекции от 14 февраля 2022 г. Автор — Светлана Ильинична Пискунова, доктор филологических наук, профессор МГУ. Лекция посвящена творчеству поэта, чьи сонеты по их трагизму и философской глубине стоят вровень с сонетами Шекспира.

Запись он-лайн трансляции лекции от 7 февраля 2022 г. Автор — Ольга Евгеньевна Русинова, кандидат искусствоведения, доцент Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики»/Европейского университета, Санкт-Петербург.

МАСТЕР КЛАСС | Колье к сережкам | Как начать продавать украшения?

Запись он-лайн трансляции лекции от 6 февраля 2022 г. Автор — Ольга Владимировна Дмитриева, доктор исторических наук, заместитель директора Музеев Московского Кремля.

Запись он-лайн трансляции лекции от 31 января 2022 г. Автор — Ольга Евгеньевна Русинова, кандидат искусствоведения, доцент Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики»/Европейского университета, Санкт-Петербург.

Изготовление авторского золотого кольца ГОТИКА. Ручная ювелирная работа.

Об обретении христианских реликвий, их почитании, распространении по всему христианскому миру рассказывает М.А. Бойцов, доктор исторических наук, профессор факультета истории НИУ Высшая Школа экономики.

В рамках выставки «Василий Коноваленко. Во власти камня» — вторая лекция Татьяны Николаевны Мунтян, ведущего научного сотрудника Музеев Московского Кремля, о выдающемся художнике, скульпторе и ювелире.

Первую клубную встречу любителей ювелирного искусства, приуроченную к выставке «Василий Коноваленко. Во власти камня» провела Татьяна Николаевна Мунтян — ведущий научный сотрудник отдела «Оружейная палата», сектора русского художественного металла XVIII–XX вв., хранитель коллекции Фаберже Музеев Московского Кремля.

Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Дмитриевич Назаров рассказывает о возвышении рода Годуновых, и приходе к власти Бориса Годунова.

О правителях Смутного времени: царях Борисе Годунове, Лжедмитрии I и Василии Шуйском рассказывает Вячеслав Николаевич Козляков — профессор, доктор исторических наук, Член союза российских писателей, автор книг из серии ЖЗЛ: «Борис Годунов», «Лжедмитрий I»,

На занятии секции «Беседы о музейных профессиях» дети сделали новогодний мультфильм-поздравление!

О советских полководческих орденах рассказывает Мария Сарычева — научный сотрудник сектора фалеристики и русского металла XII–XVII веков Музеев Московского Кремля.

Четвертую встречу любителей фалеристики провела Людмила Михайловна Гаврилова — доктор исторических наук, заведующая сектором фалеристики и русского металла XII–XVII веков Музеев Московского Кремля, куратор выставки «Рыцарские ордена Европы».

Третью встречу любителей фалеристики провела Людмила Михайловна Гаврилова — доктор исторических наук, заведующая сектором фалеристики и русского металла XII–XVII веков Музеев Московского Кремля, куратор выставки «Рыцарские ордена Европы».

Вторая клубная встреча любителей фалеристики состоялась 15 апреля в Лектории Музеев Московского Кремля. Профессор, заведующий кафедрой стратегических коммуникаций факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, коллекционер Андрей Леонидович Хазин рассказал о наградных системах стран-участниц европейских войн XIX–начала ХХ века: орденах Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, Пруссии и Германской империи, Австрийской империи и Австро-Венгрии. Слушатели узнали об орденских костюмах, традициях ношения орденов, женских и мужских разновидностях орденов, причинах появления медалей и отношении к ним в обществе. Особое внимание А.Л. Хазин обратил на значение наградных систем в жизни любого государства, их роль в построении отношений между властью и обществом. о первых рыцарских орденах Европы, о самых редких орденах в мире, о влиянии политики на наградные системы, о причинах сохранения и возрождения старых орденов. Видеозапись лекции осуществлена при технической поддержке Canon.

Первая клубная встреча любителей фалеристики состоялась 8 апреля в Лектории Музеев Московского Кремля. Декан исторического факультета МГУ им. Ломоносова академик РАН Сергей Павлович Карпов рассказал о задачах, которые стоят перед фалеристикой, о первых рыцарских орденах Европы, о самых редких орденах в мире, о влиянии политики на наградные системы, о причинах сохранения и возрождения старых орденов. Слушатели узнали об особенностях наградных систем некоторых стран мира, о том, какие средневековые ордена послужили образцом для современных, что влияет на ценность орденов и медалей.

22 октября 2022 года в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля Элисон Браун прочитала лекцию в рамках выставочного проекта «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля».

3 Ноября 2022 года в конференц-зале Музеев Московского Кремля Питер Троулес прочитал лекцию в рамках выставочного проекта «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля».

Лекция Роджера Биллклиффа состоялась 5 ноября 2022 года в рамках выставочного проекта «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля».

Ребята из Клуба любителей древностей на одном из занятий секции «Беседы о музейных профессиях». Говорим о видео в музее, и дарим всем к Новому году рукотворную анимацию!

Лекция Оксаны Печенежской — эксперта-геммолоа, научного сотрудника геммологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова, консультанта ведущих российских и европейских ювелирных домов приурочена к выставке «Индия. Драгоценности, покорившие мир».

Во время увлекательной интерактивной экскурсии по Кремлю дети узнают об истории строительства резиденции русских государей — Московском Кремле, и о работе итальянских архитекторов, приглашенных на Русь Иваном III. После экскурсии программа продолжается в Детском центре, где под руководством художника выполняется творческая работа. Автор и ведущая программы — Елена Гаврилова. Художник-методист — Ксения Лапшина.

Программы Музеев Московского Кремля для студентов и взрослых

Театральная педагогика: художественная среда и творческая деятельность в школе

Театральная педагогика в школе

No media source currently available

Театральная педагогика в школе

Тамара Ляленкова: На этой неделе в Москве проходят вторые чтения памяти Леопольда Сулержицкого «Педагогика искусства». И у нас есть замечательная возможность поговорить о школьной театральной педагогике не только с экспертами московскими, но и руководителями региональных театров-студий — Евгений Сазонов, Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург; директор школы-интерната для глухих детей Владимир Чикишев, Нижний Новгород; и педагог вологодской студии «ПодРосток» Татьяна Слинкина, а также московский специалист — Центр школьный театральной педагогики Александра Никитина.

Конференция посвящены памяти Сулержицкого, и можно сказать несколько слов о нем, о том театральном направлении, которое он оставил и которое продолжают педагоги. Помимо того, что это сам по себе замечательный человек, судьба изумительная, учитель Вахтангова, сподвижник Станиславского, дружил с семьей Льва Толстого, и именно он тот человек, которому вы посвящаете конференцию. Почему? Что он такого придумал в театральной педагогике?

Александра Никитина: Конечно, ответить на этот вопрос двумя словами нереально, потому что его жизнь так сложилась, что для нас он стал некой идеальной фигурой, которая олицетворяет педагогику искусства. Во-первых, это человек, который начал учительствовать, будучи едва ли не 14-летним мальчиком, когда его самого выгнали из гимназии. И нам кажется, что это уже очень знаковый для всех педагогов случай и событие. Те педагоги, которые занимаются педагогикой искусства выламываются из казенной школы, чиновничьей школы. Потому что живое образование плохо встраивается в жесткий регламент и тяжело соприкасается с «человеками в футлярах». И когда Леопольда Антонович Сулержицкого выгнали из гимназии за то, что он ходил во взрослые театры, помогал реквизиторам и так далее, он поехал в деревню и стал учить грамоте крестьянских детей. Это был его первый опыт живого образования. А дальше его интерес к искусству, к музыке, к театру и живописи и его интерес к живым людям шли рука об руку. В его жизни были и ссылка, и тюрьма, и поселение, и везде, где бы он ни оказывался, в степях Туркестана или в маленьком еврейском поселении под Вильно, он везде начинал возиться с теми людьми, которых ему было интересно чему-то научить. Это были и дети, и солдаты, и матросы, и их дети. А потом, когда он стал руководителем первой студии Художественного театра, это были дети всего Художественного театра, которые, в отличие от крестьянских и солдатских детей, оставили воспоминания о том, как это было.

И конечно, именно благодаря этим записям, мы понимаем, как связана российская педагогика рубежа 19-20 века и российское искусство рубежа 19-20 века. И мы понимаем, что тогда, к счастью, не было пропасти между высоким искусством и самой обычной, домашней и неформальной педагогикой. И мы знаем, что у Поленовых был домашний театр, где играли не только дети Поленовых, но и дети прислуги, и делалось это для всех детей в округе, и во всяком интеллигентном доме это было. И мы в полной мере представляем себе, благодаря воспоминаниям детей Художественного театра, как с ними играл Леопольд Антонович. С одной стороны, это было глубокое погружение в культуру. Вот мы сейчас говорим о том, что такое метод проектов, что такое метод погружения, что такое образовательное путешествие, но на самом деле, когда мы читаем воспоминания о Княжьей горе, о Евпатории, мы понимаем, что там в идеальном виде, в общем-то, это все воплощалось, когда они строили вигвамы, постигая через это культуру индейцев, когда они раскапывали курганы и представляли себе, как жили скифы, когда они очищали родники, изучали редкие лекарственные травы, когда они жили жизнью этой земли и постигали через игру премудрости и красоту этой жизни.

Тамара Ляленкова: Евгений, питерский ТЮД — это длинная история, вы существовали и советское время во Дворце пионеров. Насколько можно протянуть традицию той театральной педагогики в советское время?

Евгений Сазонов: Должен сказать несколько слов об основателе этого театра — Матвее Львовиче Дубровине. Это имя не известно широкому кругу, но его ученики — Лев Додин, Сергей Соловьев, Александр Галибин… Слушай о судьбе Сулержицкого, я невольно провожу некоторые параллели, потому что судьба Дубровина в чем-то похожа на его судьбу. Он был театральным режиссером, обратился к учительству, и тоже возился со всякого рода людьми, детьми и взрослыми. Он собирал театр из совершенно отделенных от мира людей в горах Таджикистана, на Памире, он создал с ними театр в городе Хароге. Он был профессиональным режиссером, и во время войны, когда он воевал на невском пятачке, невской дубровке, где до сих пор земля покрыта слоем гильз, патронов, снарядов, это был такой ад кромешный, и он 12 раз водил в атаку стрелковую роту, и на 12-ый раз его засыпало землей. Думали, что он погиб, но он выжил и после войны хотел вернуться к театру. Ему сказали: «Вы умрете на первой же генеральной репетиции. Выберите что-нибудь полегче». И этот мудрейший человек совершил «ошибку», он решил, что полегче — это дети, и создал с детьми театр, который через два года будет отмечать свое 60-летие, в котором он до сих пор присутствует, как дух и смысл, хотя его уже 40 лет нет на нашей земле. Я один из его учеников. Я получил другую профессию, потом получил профессию театральную, окончил Щукинское училище 40 лет назад. И что может быть выше домашней педагогики, живого общения взрослых и детей? И Дубровин придумал театр, который я имею часть сегодня представлять.

Тамара Ляленкова: Владимир, как сложилось ваше решение устроить в школе для глухих детей театр, был ли он там раньше?

Как крепить кристаллы | Мастер класс создание украшений

Владимир Чикишев: 28 лет назад я пришел в школу-интернат для глухих детей и организовал и придумал, вместе с моей женой Мариной мы придумали этот театр «Пиано». Через два года 30 лет будет ему. Мы выбрали совершенно особое направление в работе — стали придумывать театр не мимики и жеста, а в котором актеры говорили бы совершенно особым языком — языком движений тела, языком танца, пантомимы, понятным всем без исключения зрителям, независимо от возраста, языка, наличия медицинского диагноза. Интернат — звучит настораживающее, это закрытое пространство. И мы хотели сделать так, чтобы жители нашего города, дети, взрослые, педагоги, студенты с одинаковым интересом стремились бы не только в музеи, кинотеатры, театры, планетарий, но еще и в нашей пространство. Пространство должно притягивать, манить, там учатся интересные дети, с которыми интересно общаться. И вот мы создаем театр с такой миссией, привлекающий внимание жителей города. И они с удовольствием приезжают к нам и получают незабываемый опыт.

Тамара Ляленкова: А что это ребятам дает? Вы им помогаете социализироваться?

Владимир Чикишев: Конечно! Вот вам реальная интеграция на уровне реального действия. Это очень живой, игровой процесс, и конечно, здесь очень важны методы, важно само направление, понимание того, какими мы хотим увидеть наших детей. Для этого и существует театр, на самом деле. Я уже два года как директор школы, и у меня уже задача гораздо шире — мне нужно из всей школы создать такую живую творческую среду, сделать так, чтобы и в образовательной части срежиссировать. Но здесь и строительные еще работы, дизайнерские, художественные… Ведь наши дети не слышат, но они прекрасно видят, у них очень цепкое внимание, поэтому пространство должно быть художественным. Мы сделали художественные спаленки, игровой класс «Наутилус», в котором поработали художники, заложили туда совершенно другую эстетику, и дети чувствуют, что в этом пространстве нужно жить по-другому. Осталось еще только педагогам разобраться в правилах игры, в правилах жизни.

Тамара Ляленкова: У вас муниципальная школа, а вам как-то помогают, поддерживают? Театр — занятие очень дорогое…

Владимир Чикишев:Совершенно однозначно, театр никогда не выжил бы без помощи. Театр — это всегда поддержка конкретных людей, конкретных организаций. Например, мы делали «Наутилус» — около 100 волонтеров, около 40 организаций подключились. Наша доблестная академия МВД, замечательные курсанты приходили и помогали. Начиная с самых мелочей и кончая конструктивными решениями. И родители, и педагоги, и дети помогали. У нас сейчас не существует вопроса, как привлечь поддержку, это всего лишь вопрос информированности. Но важно для нас, чтобы помогали не жалея, а помогали, потому что интересно, что у нас происходит. У нас сформировался попечительский совет из молодых инициативных людей, которым есть чем заниматься, это не чиновники, не депутаты, а это люди, у которых есть потребность делать что-то очень важное, но они хотят получать результаты, видеть историю в развитии.

ШАРФ-КОЛЬЕ. Мастер-класс. SCARF-NECKLACE. Master Class. DIY.

Тамара Ляленкова: Татьяна, а что у вас, так ли все прекрасно?

Татьяна Слинкина: Наш маленький театр миниатюр превратился в Театр-центр. Мы объединил под своим крылом более 25 театральных коллективов из школ города Вологды и Вологодской области. Это случилось 15 лет назад. Мы работали тогда в ТЮЗе и привлекали всех актеров к педагогической деятельности, и более 50 процентов педагогическую деятельность вели молодые актеры. Я закончила Ярославский театральный институт, вышла замуж, и мы с мужем перешли в систему образования. После Дома актера мужу предложили театральную студию в Доме пионеров, а я в гимназию перешла. И мы сочетали образование в школе и допобразование. И первые семь лет мы доказывали свое место в образовании. Мы работали в Доме актеров, и нас знали. Когда я ходила на театральные фестивали и конкурсы, я своим мироощущением видела, что можно из этого сделать — лабораторию, нужно обязательно общаться с детьми после того, как они покажут свои работы творческие, где-то учебные работы, где-то спектакли разного художественного уровня. Я ездила на все семинары, в другие города. И надо было передавать набранный опыт.

К сожалению, в последние пять лет, когда пошла оптимизация, профессиональные, то есть театральные актеры, педагоги, были отлично оптимизированы, их нет в образовательной системе больше. Актеры приходят к нам в жюри, помогают нам на семинарах, но вся работа Театра-центра стала в системе методического объединения. Город маленький, меньше 330 тысяч. 7 профессиональных театров, 25 творческих объединений. Существует еще основная общеобразовательная школа «Созвучие», раньше это был Детский музыкальный театр, теперь он стал на втором месте. И остался только наш городской муниципальный Дворец творчества детей и молодежи с Театром-студией «ПодРосток».

Тамара Ляленкова: Ситуация меняется кардинально, и опыт, который был наработан и соответствует федеральным стандартам, там все те навыки, которые можно получить при помощи театральной педагогики, прописаны. И это проблема, потому что с одной стороны — укрупнение, глобализация, а с другой — вымывание авторского важного элемента из педагогики в принципе. А что вообще театральная педагогика дает детям?

Евгений Сазонов: На протяжении многих десятилетий мы пытаемся изменить ситуацию, и суть перемен состоит в том, чтобы в центр педагогического пространства, действия, смысла поставить ребенка, развитие личности. Нет ничего дороже, чем человек, маленький или взрослый, и манипулировать с его душой, делать ее объектов воспитания неправильна. Она должна быть субъектом, нужно поместить ее в центр театрального пространства, если понимать его как пространство, наполненной смыслом, философией, психологией, глубиной, красотой, эстетикой, трудом, вдохновением, парадоксами, порядком и хаосом, то есть всей той сложностью, которая присуща миру. Еще Шекспир заметил, что весь мир — театр. В этом смысле огромное значение имеет преодоление стереотипов, что ребенок используется как материал, и понимание, что такое есть профессия руководителя детского театра. Мне кажется, это одна из сложнейших профессий в мире, потому что она сочетает и владение театром профессионально, ремеслом театральным, психологию, в какой-то степени даже владение педиатрией, детской медициной. И тогда театр создаст условия для развития личности ребенка.

Тамара Ляленкова: Но теперь происходит наоборот — убирают ступенчатость в театральных студиях, когда есть педагого по вокалу, по сценической речи, разные специалисты, которые дают ребенку возможность существовать в разных каких-то ипостасях, и он себя таким образом пробует. У вас с этим все в порядке?

Евгений Сазонов: Да, есть у нас проблемы, и они состоят в том, что наш театр устроен таким образом, что дети погружены не только в вокал, сцендвижение, но и во множество театральных ремесел: свет, грим, костюмы. Это все культурные каналы, по которым мы приводим детей туда же, куда приводит и актерское мастерство, и грим, и вокал, и сцендвижение. Вообще главная трагедий это области состоит в том, что, когда мы начинаем делать с детьми театр, мы чаще вольно, но иногда и невольно копируем модель профессионального театра, которая совершенно не годится детям. Нельзя делать с детьми профессиональный театр! Потому что материалом для искусства режиссера является искусство актера, и хороший режиссер всегда использует искусство актера и из него строит свое режиссерское произведение. Но на том месте, где у профессионального режиссера искусство актера, находится у нас внутренний мир ребенка, и никакого искусства актера еще нет. И использовать душу ребенка для создания своего собственного режиссерского построения. Такие случаи есть, и они драматичны. Педагогическое преступление — использовать детей как материал!

Тамара Ляленкова: Это плохо, я знаю, да, но родителя любят посмотреть театра «как у взрослых».

Евгений Сазонов: В нашем театре мы воспитываем и родителей, их воспитывают собственные дети. И надо устроить все так, чтобы ребенок приходил туда как в рай, где все можно. Душе же хочет всего! Нужна свобода, нужно творческое пространство, нужно пробное поле. Ребенок должен себя пробовать, а кем он будет — программистом, бизнесменом. Один мой датский коллега сказал, что педагоги в театре — это та сетка, которая окружает аквариум, в котором плавают дети. И пусть они плавают, куда хотят. А когда ребенок начинает тонуть, эта сетка-педагог его подбрасывает вверх, и все. И для этого нужно быть мастером высочайшего класса!

Тамара Ляленкова: Александра, шли в эту сферу люди с театральным образованием, и это поколения, которые были воспитаны несколько лет назад. А вы видите какие-то новые ростки? Приходят увлеченные люди, которые приносят что-то свое?

Александра Никитина: Если бы вы меня спросили об этом полтора года назад, я бы сказала, что ситуация довольно печальная, потому что не видно новых лиц, и не очень понятно, что будет дальше. Но в этом году я на эту ситуацию смотрю иначе, и меня радует появление неожиданных для меня, необычных людей и необычных форматов. Мы вчера провели нашу первую встречу — чтения в Центре имени Мейерхольда. Арт-директор Центра Мейерхольда Елена Ковальская человек того же поколения, что и мы, но ей удалось благодаря Школе театрального лидера собрать вокруг себя совсем молодых людей из разных городов России, которые упоенно, с невероятной энергией и искренностью заявляются проблемой — театр и дети. И для меня было открытием существования такого количества людей, которые это делают. Есть большая московская группа, которая занимается приглашением детей к диалогу о спектакле. В прошлом году на Театральный класс приезжали тренеры из Германии, что немножко забавно, потому что российский опыт нам иногда знаком хуже, чем зарубежный. И они показывали техники работы вокруг спектакля: как подготовить ребенка к восприятию спектакля, как сопровождать его в самом театре, как разговаривать с ним после спектакля. И там человек 15 сплотились, которых увлекла эта идея, и есть центра в Театре Пушкина, где они этим занимаются, есть в Московском театре кукол, есть в Театр Сац. Другие не менее чудесные молодые люди занимаются с детьми драмотерапией, и тоже очень забавно, что технику они подсмотрели в Швейцарии, хотя 20 лет назад Михаил Бартеньев и Дамир Салимзянов это делали в России. Собирают детей, которые существуют в проблемных пространствах, соединяют их с детьми, которые существуют в обычном, нормальном пространстве, профессиональные драматурги и режиссеры за неделю учат их технике написания пьесы, и дети пишут о том, что для них важно и интересно, и потом профессиональные режиссеры это ставят. И вот вКрасноярскомТЮЗе, который возглавляет один из таких прекрасных совершенно молодых людей Роман Федори, прошли недавно премьеры таких спектаклей. Есть еще люди, которые делают крошечные театральные пространства, домашние театры, семейные театры, в которых дети являются участниками спектакля.

Вот это чудо произошло, и тут есть, наверное, такая история, что не было бы счастья, но несчастье помогло, потому что эта поросль молодых педагогов испытывает такое глубокое отвращение к современной школе и такое глубокое неверие в то, что какие-то государственные структуры будут помогать развиваться детям как людям, а не как винтикам, что они решили, что нужно создавать социальное альтернативное пространство, которое не будет зависеть ни от каких государственных структур. И конечно, пока они молодые, у них есть силы, и в этом смысле я им очень, конечно, завидую. Потому что наши силы небезграничны, хотя мы стараемся.

Татьяна Слинкина: То, что театр — пространство детского и юношенского творчества, для нас очень важно, и важно, кому передать это дело. Когда к нам пришел новый главный режиссер московского Театра кукол Вячеслав Игнатов, когда он рассказывал о пространстве детей, если мы перед этим слушали очень интересный мастер-класс Владимира Чикишева, то Вячеслав рассказал о слабовидящих и не видящих, когда в московском профессиональном Театре кукол для молодого специалиста, режиссера из Вильнюса предоставлена была площадка Москвы, чтобы поставить спектакль для невидящих детей. Вот это момент профессионального театра, который идет на социализацию.

Александра Никитина: По итогам прошлой конференции мы сделали уникальный сборник. Он издан качественно, с хорошим дизайном, но в нем впервые за очень много лет мы собрали авторов из совершенно разных областей человеческой деятельности и знаний. Там есть видные деятели отечественного театра, там есть тексты Александры Николаевны Сац, Александра Владимировича Галибина, Ольги Волковой и даже Льва Додина, Адольфа Яковлевича Шапиро, Авангарда Николаевича Леонтьева, там есть тексты академиков, которые занимаются педагогической наукой. Среди них есть люди, которые занимаются глубинной современной психологией, это последний раздел книжки. Среди них есть люди, которые работают в общеобразовательной школе, есть музейщики, которые занимаются программами на стыке музейной и театральной педагогики. Для нас важно, что все сущностные жизненные проекты не осуществляются в рамках одного ведомства, они осуществляются в живой жизни. И когда люди из этих разных областей вступают друг с другом в диалог, у них как раз получается что-то интересное. Неслучайно для Владимира Николаевича Чикишева так важно, что художники работают внутри школы, что они создают пространство, и без художников оно бы не могло состояться. Неслучайно так важно, что в театре у Евгения Юрьевича Сазонова работают цеха, и без рабочих, электрических профессий это пространство не было бы пространством целостного мира. И собрать это пространство целостного мира было нашей задачей, когда мы делали этот сборник. Для нас очень важно, чтобы тот маленький, к сожалению, тираж, который есть, попал в руки к тем людям, для которых это будет какой-то поддержкой, опорой, стартовым механизмом. Там собраны тексты потрясающе интересны и действенные.

Тамара Ляленкова: Детский и взрослый театр — это разные истории. Владимир, вы как-то своих детей отслеживают, куда они потом идут?

Владимир Чикишев: Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы наши замечательные дети, выросшие в театре особенно, и в дальнейшем себя реализовывали как актеры, режиссеры, педагоги, но это уже другая история, более сложная, требующая включения других ресурсов. Но я вижу главное, что происходит в наших детях, — они благодаря театру, поиску себя приобретают важный иммунитет к этой жизни, им не нужно бояться жизни. Это дети с глубинными обидами, безусловно, с глубинными страхами, и нужно сделать все, чтобы уменьшить количество этих страхов, чтобы они спокойно, с улыбкой интегрировались в эту жизнь. И они приводят своих детей, и я вижу, как они их воспитывают, и мне это очень нравится. А уж время покажет, сможем ли мы помочь нашим выпускникам получить серьезное образование, рабочие места. Может быть, нам удастся сделать такой центр, в котором наши выпускники смогут работать и в качестве педагогов, и в качестве людей околотеатральных профессий. Это все перспективы.

Тамара Ляленкова: Иногда еще возникает проблема у детей из театральных студий — звездная болезнь.

Александра Никитина: Зайду немножко с другой стороны — программ по творческим и художественно-эстетическим предметам. Я очень люблю Зинаиду Николаевну Новлянскую, одного из авторов нашего сборника «Педагогика искусства», автора программы «Литература как предмет художественно-эстетического цикла». У нее в теоретической базе программы есть очень важное для всех нас положение: только тот ребенок, который примерил на себя авторскую позицию, может быть потом воспринимающим — читателем, зрителем, слушателем. И никакого конфликта здесь нет, если его авторская позиция развивалась так, как об этом рассказывал Евгений Юрьевич, если ему не говорили: что вот это хорошо, а вот это плохо, так можно, а так нельзя, — а когда ему давали возможность самому попробовать сравнить то, что получается у него, с тем, что получается у другого такого же юного автора, потом увидеть, как это получается у автора опытного, и выбрать тот путь, который ему самому органически присущ, посмотреть, как это путь коррелируется со временем. А если мы существуем в жестко ограниченной среде, в классицистическом театре, где точно известно, по каким нормативам нужно действовать, тогда, конечно, мы ограничиваем возможность восприятия, потому что только то, что знакомо, будет принимаемо.

Евгений Сазонов: Расширение сознания — это очень важное обстоятельство, причем прежде всего должно быть расширено сознание педагогов, взрослых людей. Есть два великих феномена — феномен детства и феномен театра, и как они соотносятся — тут без расширения сознания не обойтись. И театр в нашем случае — средство, и не более того, но и не менее. И позиционирование театра как средства нисколько не уменьшает его смысл и значение, глубину и сложность, даже востребует от него все это. Мы не готовим в театральные актеры, художники или гримеры, мы готовим в человеки! Меня иногда спрашивают: сколько у вас знаменитостей? Мы тут сделали большой театральный проект, в котором наши знаменитости — Борис Смолкин, Михаил Трухин, Лев Додин — встречаются с детьми. И спрашивают нас: как вам удается готовить такое количество знаменитостей? Я задумался и понял — это потому, что мы вовсе их не готовим. Мы даем нравственный запас! И поэтому выпускник нашего театра Коля Буров становится народным артистом, потом становится начальником всей петербургской культуры, и несколько лет на этом посту успешно функционирует. Нравственный запас мы даем детям, и больше ничего!

Тамара Ляленкова: А дети как-то меняются? Или несмотря на другое поколение, они все те же?

Владимир Чикишев: Совершенно точно меняются! Они летают. Вот есть разница — потухшие глаза или горящие глаза. Есть жажда жизни, жажда делания. Они все хотят. У них потенциал громаднейший, и желание реализации громадное. И надо просто не мешать иногда, а они сами все сделают. Я наблюдаю это чудо каждый день!

Татьяна Слинкина: Наверное, сейчас сложность в том, чтобы уметь слышать друг друга. Вот это, наверное, самое важное, чего пока не хватает в системе общего образования. Докричаться — можно связки порвать, а вот услышать, когда тебя шепотом спрашивают, в этом отношении есть, наверное, наша педагогическая тайна и педагогика искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки-рукоделие.ру - архив бесплатных видео мастер-классов